Аккумуляторная батарея
На автомобилях устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-55П или ее аналоги.
Аккумуляторная батарея автомобиля ВАЗ-2105 состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, размещенных в отдельных отсеках общего корпуса (положительные и отрицательные свинцовые пластины разделены сепараторами). Отсеки заполнены электролитом - раствором серной кислоты в дистиллированной воде, плотностью 1,27-1,28 г/см3.
Техническая характеристика |
|
Номинальное напряжение , В |
12 |
Емкость при 20 часовом разряде и температуре электролита +25 °С , А . ч |
55 |
Объем электролита , л |
3,6 |
Сила тока заряда , А |
5,5 |

Батарея (рисунок 5) - свинцово-кислотная. Она состоит из шести последовательно соединенных элементов по 2 В, размещенных в отдельных отсеках корпуса. На автомобилях "Жигули" могут устанавливаться аккумуляторные батареи, изготовляемые разными заводами. Они могут отличаться по конструкции и внешнему виду, но основные элементы устройства и характеристики у них всегда будут одинаковые.
В каждом элементе батареи распологается набор положительных и отрицательных пластин, разделенных микропористыми сепараторами из поливинилхлорида. Пластины одинаковой полярности собраны в полублоки и приварены к бареткам, которые служат для крепления пластин и вывода тока. Из полублоков образованы блоки с чередованием разноименных пластин. Для того, чтобы лучше использовать активную массу положительных пластин, их распологают в блоке между отрицательными. По этой причине положительных пластин в блоке всегда на одну меньше. Элементы батареи соединены между собой свинцовыми мостиками.
Электролитом в аккумуляторной батарее служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При разряде батареи серная кислота взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца. При этом количество кислоты в электролите уменьшается, а его плотность понижается.
При заряде батареи происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца, а у отрицательных пластин - в губчатый свинец. При этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. Поэтому по плотности электролита можно судить о степени разряженности батареи в целом.
При обслуживании аккумуляторной батареи следует контролировать уровень и плотность электролита во всех отсеках. Если уровень электролита понизился, доливаем дистиллированную воду или электролит в случае его утечки. При этом ориентируемся...


Плотность электролита измеряем ареометром. При этом учтите, что пока вода полностью не перемешается с электролитом, показания ареометра будут занижены.
Степень заряженности аккумуляторной батареи косвенно можно определить по напряжению на ее клеммах.
Напряжение аккумуляторной батареи, В |
Степень заряженности ,% |
12,6 |
100 |
12,0 |
75 |
11,6 |
50 |
11,3 |
25 |
10,5 |
0 |
Наружные поверхности батареи протираем ветошью, смоченной раствором питьевой соды или нашатырного спирта.
При работе с аккумуляторной батареей необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Систематически проверяйте надежность крепления клемм на выводах батареи. Для защиты от окисления смазывайте их любой смазкой.
Возможные неисправности аккумуляторной батареи, их причины и медоды устранения
Причина неисправности |
Метод устранения |
Разряд батареи при эксплуатации автомобиля |
|
1. Проскальзывание ремня привода генератора |
1. Отрегулируйте натяжение ремня |
2. Чрезмерное загрязнение поверхности батареи |
2. Очистите поверхность батареи |
3. Повреждение изоляции в системе электрооборудования (ток разряда более 1 мА при отключенных потребителях) |
3. Найдите место утечки тока и устраните повреждение |
4. Подключение новых потребителей владельцем автомобиля сверх допустимых пределов |
4. Отключите новые потребители электроэнергии |
5. Неисправен генератор |
5. Проверьте генератор |
6. Загрязнение электролита посторонними примесями |
б. Зарядите батарею, слейте электролит, промойте, залейте свежий электролит и снова зарядите батарею |
7. Короткое замыкание между пластинами |
7. Замените батарею |
8. Уровень электролита ниже верхней кромки пластин |
8. Восстановите нормальный уровень электролита |
Электролит на поверхности батареи |
|
1. Повышенный уровень электролита. приводящий к выплескиванию |
1. Установите нормальный уровень электролита |
2. Просачивание электролита через трещины в корпусе |
2. Замените батарею |
3. Кипение электролита из-за очень высокого напряжения генератора |
3. Проверьте надежность соединения с "массой" корпуса регулятора напряжения и правильность присоединения к нему проводов; отрегулируйте или замешгге регулятор напряжения |
4. Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатацни пластин |
4. Замешгге батарею |
Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние.
На выходящих с завода автомобилях установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом и заряженные.
В запасные части аккумуляторные батареи могут поставляться без электролита, сухозаряженные. Для приведения такой батареи в рабочее состояние необходимо удалить имеющиеся технологические пробки или герметизирующую ленту. Затем небольшой струей через воронку (стеклянную или из кислотоустойчивой пластмассы) залить в батарею электролит плотностью (приведенной к 25 °С) 1,27-1,28 г/см3 для районов с умеренным климатом или 1,22-1,24 г/см3 для тропиков. Операции приведения батареи в рабочее состояние должны выполняться при температуре окружающей среды (25±10) °С.
После заливки батарею необходимо выдержать 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. После выдержки проверьте напряжение батареи без нагрузки.
В случае, если напряжение батареи не менее 12,5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В, батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем.
При напряжении меньшем или равном 10,5 В аккумуляторная батарея бракуется.
В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно понизится. По этой причине, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль, нужно довести уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.
Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если:
- первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д.;
- батарея хранилась более 12 месяцев с даты выпуска.
Проверка уровня электролита
Уровень электролита во всех элементах аккумуляторной батареи должен находиться между линиями с метками "MIN" и "МАХ", нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. Не допускается эксплуатация батареи с уровнем электролита ниже линии с меткой "MIN".
Если меток "MIN" и "МАХ" на корпусе аккумуляторной батареи нет, то уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки сепараторов и не подниматься выше нижнего края заливной горловины 7 (рисунок 5).
При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду.
Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи.
В случае, если уровень выше нормы, то отсосите электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
Проверка степени разряженности батареи
В случае отказа аккумуляторной батареи в эксплуатации, а также при ее обслуживании, нужно проверять разряженность аккумуляторной батареи аккумуляторным ареометром. Одновременно необходимо замерять и температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку к показаниям ареометра, указанную в таблице 3.
При температуре электролита выше 30 °С величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. В случае, если температура электролита ниже 20 °С то величина поправки соответственно вычитается. В случае, когда температура электролита в пределах 20- 30 °С поправка на температуру не вводится.
Таблица 3
Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита
Температура электролита. °С |
Поправка, г/см3 |
от -40 до -26 |
-0,04 |
от -25 до-11 |
-0,03 |
от -10 до +4 |
-0,02 |
от +5 до+19 |
-0,01 |
от +20 до +30 |
0,00 |
от+31 до+45 |
+0,01 |
Таблица 4
Плотность электролита при 25 °С, Г/СМ3
Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе. С) |
Время года |
Полностью заряженная батарея |
Батарея разряжена |
|
на 25% |
на 50% |
|||
Очень холодный (от -50 до -30) |
Зима |
1,30 |
1,26 |
1,22 |
Лето |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
|
Холодный (от -30 до -15) |
Круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Умеренный (от -15 до -8) |
Круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Теплый влажный (от 0 до +4) |
Круглый год |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
Жаркий сухой (от -15 до +4) |
Круглый год |
1,2З |
1,19 |
1,15 |
После определения плотности электролита в каждом элементе батареи, устанавливается степень ее разряженности по таблице 4. Батарею, разряженную более, чем на 25% зимой и более, чем на 50% летом, необходимо снять с автомобиля и подзарядить.
Во время измерения плотности необходимо следить за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита, содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию, утечки тока и т.д.
Чтобы предотвратить ошибки при получении результатов, не замеряйте плотность электролита:
- в случае, если его уровень не соответствует норме;
- в случае, если электролит слишком горячий или холодный. Оптимальная температура при измерении плотности 15-27 °С;
- после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;
- после нескольких включений стартера. Надо подождать, чтобы установилась равномерная плотность электролита в элементе батареи;
- при "кипящем" электролите. Следует переждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.
Зарядка аккумуляторной батареи
Снятую с автомобиля батарею необходимо аккуратно очистить, особенно ее верхнюю часть. Нужно проверить уровень электролита и при необходимости довести его до нормы.
Батарею необходимо заряжать током силой 5,5 А при вывернутых пробках. Зарядка проводится до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течении 3 часов. Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соответствовать данным таблицы 4 для каждого климатического района.
В процессе заряда аккумуляторной батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения свыше 40 °С. В случае, если температура достигнет 40 °С, следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27 °С.
Зарядку необходимо прекращаеть, когда начнется обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних
трех замеров (производимых через 1 ч) будут оставаться постоянными.
В случае, если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанной, необходимо ее откорректировать . При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированной воды. В случае, если плотность электролита ниже нормы, необходимо отобрать его из элемента и долить электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).
После корректировки плотности электролита продолжите зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте его уровень во всех элементах. В случае, если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит с плотностью, соответствующей данному климатическому району (смотрите таблицу 4). Если уровень электролита выше нормы - отберите его избыток резиновой грушей.