СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ
Астановите автомобиль на подъемник или используйте смотровую кканаву или яму. Установите башмаки под передние колеса и вывесьте задний мост с одной или двух сторон.
Для удобства снимите капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования, установленных на двигателе автомобиля. Снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу.
Из радиатора слейте жидкость. Слейте жидкость из блока цилиндров и отопителя, для чего отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и в нижней части радиатора, верхний рычажок управления отопителем сдвиньте вправо (им открывается кран отопителя) и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не сорвать грани пробки.
Снимите кожух вентилятора. Отсоедините шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости от двигателя и снимите радиатор вместе с термостатом и шлангами.
Снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги, сняв крышку и фильтрующий элемент. Закройте карбюратор технологической заглушкой.
Отверните гайки крепления приемной трубы глушителей и выпускного коллектора.
Снимите коробку передач, действуя, как описано в статье «Коробка передач».
Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки карбюратора от двигателя и трос управления воздушной заслонкой.
Отсоедините от двигателя шланг подвода топлива и шланги, идущие к отопителю.
Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны - за отверстие крепления кожуха сцепления.
Слегка натяните цепь тали, отверните гайки крепления подушек 9 передней подвески двигателя к поперечине передней подвески и поднимите двигатель из отсека.
Снимите теплоизоляционный щиток стартера, стартер и заборник горячего воздуха вместе с подводящим шлангом. Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя.
Отверните болты крепления сцепления и снимите его.
Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделяйте соединению двигателя с коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.
РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
Очистите и вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.
Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.
Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.
Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от него и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.
Снимите выпускной патрубок охлаждающей жидкости с головки цилиндров и трубопровод отвода жидкости к отопителю.
Приспособлением А.6О312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой.

Выверните датчик лампы контроля давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.
Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором A .60330/ R (см. рис. ) и отвернув ключом А.50121 гайку.
Снимите защитные крышки 1, 10 и 11 (рис.) ременного привода распределительного вала. Ослабьте болты крепления шкивов распределительного вала и валика привода масляного насоса. Снимите пружину 3 кронштейна натяжного ролика. Отверните болты и снимите кронштейн с натяжным роликом. Снимите ремень привода распределительного вала.
Снимите шкив 9 плоскозубчатого ремня с коленчатого вала. Отверните болты и снимите шкивы сраспределительного вала и валика привода масляного насоса.

Снимите крышку 5 приводараспределительного вала. Снимите упорный фланец 7 валика привода масляного насоса и выньте валик 6 из блока цилиндров.
Снимите крышку 1 (рис. ) головки цилиндров. Ослабьте гайки крепления держателя 6 сальника распределительного вала и снимите корпус подшипников распределительного вала. Отверните гайки и снимите держатель сальника и упорный фланец 4 распределительного вала.
Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.
Примечание. Вынимая поршни, пометьте поршень, шатун и его крышку, чтобы при сборке установить их на прежнее место.
Установите фиксатор 5, отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала. Снимите переднюю крышку 6 картера сцепления
Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.


Снимите держатель заднего сальника коленчатого вала.
Отвените болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.