СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя на правильность заправки проверяют по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15 - 20°С) должен находиться на 3 - 4 мм выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на остывшем, холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может бытьзначительно выше.
При необходимости проверяйте плотность охлаждающей жидкости ареометром , которая должна быть 1,078 - 1,085 г/см3. При низкой плотности и при высокой (больше 1,085 - 1,095 г/см3) повышается температура начала кристаллизации жидкости, что может привести к ее замерзанию в холодное время года.

Если уровень жидкости в бачке ниже нормы отмеченной на стенке бочка, а плотность выше нормы, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, доливайте жидкость той же плотности и марки, какая находится в системе охлаждения.
Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доведите ее до нормы, используя жидкость ТОСОЛ-А.
Заправка системы олаждения двигателя жидкостью
Заправка системы олаждения двигателя производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:
- снимите пробки с радиатора и с расширительного бачка и откройте кран отопителя;
- охлаждающую жидкость залейте в радиатор, а затем и в расширительный бачок, предварительно поставив пробку радиатора. Расширительный бачок закройте пробкой;
- для удаления воздушных пробок запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1-2 мин.
После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.
Регулировка натяжения ремня привода насоса охлаждающей жидкости
Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленвала. При нормальном натяжении ремня прогиб А (рис. ниже) под усилием 10 кгс (98 Н) должен быть в пределах 10-15 мм, а прогиб В в пределах 12-17 мм.

Для увеличения натяжения ремня, ослабив гайки крепления генератора, сместите его от двигателя и затяните гайки.
Насос охлаждающей жидкости
Разборка
Для разборки насоса охлаждающей жидкости:
- отсоедините корпус 1 насоса от крышки 2 (рисунок ниже);

-крышку закрепите в тисках, используя прокладки. Снимите крыльчатку с валика съемником А.40026;
-снимите ступицу 2 (рисунок ниже) шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/5;

- выверните стопорный винт 9 и выньте подшипник с валиком насоса;
- удалите сальник 11 из крышки 2 корпуса.
Контроль
Проверьте осевой зазор в подшипнике (он не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс), особенно, если отмечался значительный шум насоса. При необходимости подшипник замените.
Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте следует заменять на новые.
Внимательно осмотрите корпус и крышку насоса. Если обнаружили деформации или трещины, то детали необходимо заменить.
Сборка
Сборку насоса охлаждающей жидкости производите в следующем порядке:
- установите оправкой сальник (не допуская перекоса) в крышку корпуса насоса охлаждающей жидкости;
- запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо с топорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса охлаждающей жидкости;
- заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал;
-напрессуйте с помощью приспособления А.60430 (рисунок ниже) на валик ступицу шкива, выдержав размер 84,4±0,1 мм. Если ступица из металлокерамики, то после снятия необходимо напрессовывать только новую;

- напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечивающего технологический зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9-1,3 мм;
- соберите корпус насоса охлаждающей жидкости с крышкой, установив между ними прокладку.
Термостат
У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход основного клапана.
Для этого термостат установите на стенде БС-106-000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 9 (рисунок ниже) уприте кронштейн ножки индикатора.

Начальная температура жидкости в баке должна быть 73-75° С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1° С в минуту при постепенном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.
За температуру начала открытия клапана принимается та температура, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.
Если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах 81_4 5° С или ход клапана менее 6,0 мм. термостат необходимо заменять
Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощуть непосредственно на автомобиле. После пуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80-85° С.
Радиатор
Снятие с автомобиля
Чтобы снять радиатор с автомобиля:
- слейте охлождающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя кузова при этом откройте, а пробку радиатора удалите с наливной горловины;
- от радиатора отсоедините шланги;
- снимите кожух вентилятора;
- отверните болты крепления радиатора к кузову и выньте радиатор из отсека двигателя.
Проверка герметичности
Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой.
Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см 2) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.
Незначительные повреждения латунного радиатора запаяйте мягким припоем, а при значительных замените радиатор новым.