Вакуумный усилитель
Особенности устройства
Вакуумный усилитель тормозов автомобиля ВАЗ-2105 закрепляется к пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза на четырех шпильках 6 (рисунок 1) с гайками, а главный цилиндр - к вакуумному усилителю на двух шпильках 26. Между корпусом 2 и крышкой 4 зажат наружный поясок резиновой диафрагмы 23, которая делит усилитель на вакуумную "А" и атмосферную "Е" полости. Вакуумная полость через шланг с наконечником 29 и клапаном 30 соединяется с впускной трубой двигателя автомобиля.

Внутри вакуумного усилителя распологается пластмассовый корпус клапана 22, хвостовик которого на выходе герметизируется уплотнителем 18. В корпусе 22 клапана расположены буфер 21, поршень 5 с толкателем 14, резиновый клапан 9, пружины 16 и 17 с опорными чашками 8 и 11 и воздушный фильтр 15. В выточку поршня 5 входит упорная пластина 20, другой конец которой упирается в поясок диафрагмы 23, что предотвращает ее выпадания. Эта пластина фиксирует в корпусе 22 поршень в сборе с толкателем 14 и клапаном 9. В буфер 21 упирается шток 3 привода поршня главного цилиндра. В торцевое отверстие штока ввернут регулировочный болт 28.
Резиновый клапан 9 собран на толкателе 14. Подвижная головка клапана, усиленная металлической шайбой, поджимается пружиной 17 через чашку 8 к заднему торцу поршня 5 (при полном растормаживании). Для подвижной головки клапана в корпусе 22 имеется седло. Неподвижный буртик клапана 9 поджимается пружиной 16 через чашку 10 к внутренней стенке хвостовика корпуса клапана, чем достигается надежное уплотнение.
В корпусе вакуумного усилителя тормозов крепится через резиновый фланец 1 пластмассовый наконечник 29 шланга, в который вмонтирован клапан 30. Он предотвращает попадание горючей смеси в вакуумную полость "А" усилителя. Когда система расторможена и педаль тормоза находится в исходном положении, толкатель 14 вместе с корпусом 22 клапана и штоком 3 отжаты пружиной 24 в крайнее заднее положение - между головкой клапана 9 и седлом корпуса клапана образуется зазор, так как поршень 5 отжимает клапан от седла. Вакуумная полость "А" через канал "В", зазор между седлом и клапаном и далее через канал "С" сообщается с атмосферной полостью "Е".
Снятие и установка
При снятии вакуумного усилителя тормозов главный цилиндр гидропривода тормозов не отсоединяется от гидросистемы, чтобы избежать попадения в нее воздуха. Порядок снятия:
- отсоедините толкатель вакуумного усилителя от педали;
- открутите гайки крепления главного цилиндра к усилителю, снимите его со шпилек и отведите в сторону;
- отсоедините от усилителя шланг;
- открутите гайки, крепящие усилитель к кронштейну педалей сцепления и тормоза, и снимите усилитель.
Установку вакуумного усилителя тормозов необходимо производить в обратном порядке.