Стартер

На автомобиль ВАЗ-2105 устанавливается стартер - четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни привода стартера с зубчатым венцом маховика. Включается стартер электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением.
Стартер прикручен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя автомобиля. От разогретой приемной трубы выпускной системы он защищен теплоизоляционным щитком.

Техническая характеристика стартера 35.3708* (СТ-221)
Номинальное напряжение , В |
12 |
Номинальная мощность , кВт |
1,3 |
Потребляемый ток при максимальной мощности , не более , А |
290 (260") |
Потребляемый ток в заторможенном состоянии , не более , А |
550 (500") |
Потребляемый ток в режиме холостого хода , не более , А |
60 (35") |
* С торцевым коллектором .
** Для стартера СТ -221.
Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установлены бронзо-графитные подшипники (втулки), в которых вращается вал якоря.
Крутящий момент от вала якоря стартера передается на маховик коленчатого вала двигателя через привод стартера.
Тяговое реле необходимо для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения питания электродвигателя стартера. Когда происходит поворот ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле питание втягивающей обмотки отключается.
На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении - от стартера к двигателю автомобиля, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Причина неисправности |
Метод устранения |
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает |
|
1. Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея |
1. Необходимо зарядить батарею или заменить ее на новую |
2. Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники |
2. Нужно очистить полюсные выводы и наконечники проводов. Затяните и смажьте вазелином |
3. Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв |
3. Замените тяговое реле |
4. Обрыв в цепи питания тягового реле стартера |
4. Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами "50" стартера и выключателя зажигания |
5. Не замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания |
5. Надо заменить контактную часть выключателя зажигания |
6. Заедание якоря тягового реле |
6. Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря |
7. Неисправно реле включения стартера |
7. Необходимо зачистить контакты реле. Неисправное реле нужно заменить |
8. Обрыв в цепи питания обмотки реле включения стартера |
8. Проверьте провода и их соединения в цепи между штекером "50" выключателя зажигания и штекером "86" реле |
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает |
|
1. Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея |
1. Необходимо зарядить батарею или заменить ее новой |
2. Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники |
2. Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином |
3. Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом или с выводом "минус" аккумуляторной батареи |
3. Подтяните крепления наконечников провода |
4. Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки наконечников проводов на контактных болтах |
4. Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления |
5. Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ |
5. Зачистите коллектор, замените щетки |
6. Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоря |
6. Нужно заменить статор или якорь |
7. Замыкание щеткодержателя "положительной" щетки на массу |
7. Устраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора |
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается |
|
1. Разряжена аккумуляторная батарея |
1. Зарядите батарею |
2. Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов |
2. Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера "50" стартера |
3. Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле |
3. Замените тяговое реле |
При включения стартера якорь вращается, маховик не вращается |
|
1. Пробуксовка муфты свободного хода |
1. Проверьте стартер на стенде, замените муфту |
2. Поломка рычага включения муфты или выскакивание его оси |
2. Необходимо заменить рычаг или установите на место его ось |
3. Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины |
3. Замените муфту |
Необычный шум стартера при вращении якоря |
|
1. Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода |
1. Подтяните гайки крепления или отремонтируйте стартер |
2. Стартер закреплен с перекосом |
2. Проверьте крепление стартера |
3. Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря |
3. Замените стартер |
4. Ослабло крепление полюса статора (якорь задевает за полюс) |
4. Затяните винт крепления полюса |
5. Повреждены зубья шестерни привода или обода маховика |
5. Необходимо заменить привод или маховик |
6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: - заедание рычага привода: - заедание муфты на шпицах вала якоря; |
6. Проделайте следующее: - замените рычаг: - очистите шлицы и смажьте их моторным маслом; |
- ослабли или поломаны пружины муфты или тягового реле: |
- замените муфту или тяговое реле: |
- соскочило стопорное кольцо со ступицы муфты; - заедание якоря тягового реле; |
- замените поврежденные детали: - замените тяговое реле или устраните заедание |
- неисправна контактная часть выключателя зажигания: не размыкаются контакты "30" и "50" |
-проверьте правильность замыкания контактов при различных положениях ключа; неисправимо контактную часть замените |
Проверка стартера на стенде
Для того, чтобы убедиться в эффективности работы стартера, необходимо проверить на стенде его электрические и механические данные.
Электрическая схема соединений для проверки стартера на стенде показана на рисунке Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера обязательно должны иметь сечение не менее 16 мм2.

Стартер необходимо запитать от полностью заряженной аккумуляторной батареи 6СТ-55 или от специального источника тока, характеристика падения напряжения которого при нагрузке соответствует характеристике падения напряжения аккумуляторной батареи 6СТ-55.
Температура стартера при проверках должна быть (25±5) °С, а щетки - хорошо притерты к коллектору.
Проверка работоспособности стартера
Замыкая выключатель 5, при напряжении источника тока 12 В три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 2, 6 и 10 Н•м (0,2; 0,6 и 1 кгс•м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.
В случае, если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, необходимо разобрать стартер и внимательно проверить его детали.
Испытание стартера в режиме полного торможения
Затормозите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 550 А, не более 7,5 В и не менее 13,7 Н•м (1,4 кгс•м). Для стартера СТ-221 ток должен быть не более 500 А, а напряжение не более 6,5 В.
Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.
В случае, если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу.
В случае, если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных выше величин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, ослабление крепления выводов обмотки статора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.
При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться. В случае, если шестерни проворачиваются, неисправна муфта свободного хода.
Для устранения неисправностей необходимо разобрать стартер и заменить или отремонтировать поврежденные детали.
Испытание стартера на режиме холостого хода
Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения якоря стартера. Они должны быть соответственно не более 60 А (35 А для стартера СТ-221), и 5000±1000 мин-1 при напряжении на клеммах стартера 11,5-12 В.
Вслучае, если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются от указанных значений, причины могут быть те же, что и при проведении предыдущего испытания.
Проверка тягового реле
Установите между ограничительным кольцом 21 (смотрите рисунок 7-16) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Проверьте напряжение включения реле, которое должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20±5) °С. В случае, если напряжение больше, это указывает на неисправность реле или привода.
До 1983 г. на стартерах СТ-221 устанавливалось однообмоточное тяговое реле. У стартера с таким реле проверьте силу потребляемого тока, которая должна быть не более 23 А.
Проверка механических данных стартера
Проверьте динамометром давление пружин на щетки. Для новых щеток оно должно составлять 9,8±0,98 Н (1±0,1 кгс). В случае, Если щетки изношены до высоты 12 мм, необходимо заменить их, предварительно притерев к коллектору.
Осевой свободный ход вала якоря должен быть не более 0,5 мм (0,07-0,7 мм для стартера СТ-221). В случае, если он не находится в этом пределе, необходимо разобрать стартер и подобрать толщину и количество регулировочных шайб.
Привод стартера должен свободно, без заметных заеданий перемещаться по шлицевому концу вала якоря и четко возвращаться из рабочего положения в исходное под действием возвратной пружины якоря реле.
При повороте шестерни привода в направлении вращения якоря, якорь вращаться не должен. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря под действием момента не более 27,4 Н•см (2,8 кгс•см).
Замена стартера










Ремонт стартера
Снимаем стартер с двигателя (смотрите "Замена стартера")

















Визуально нимательно проверяем состояние коллектора и обмоток. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном обгорании коллектора необходимо зачистить его пластины мелкой шлифовальной шкуркой. При сильном обгорании и износе лучше заменить якорь на новый. Задиры и наволакивание бронзы от подшипников на шейки вала якоря необходимо устранить мелкой шлифовальной шкуркой с последующей полировкой.










Собирать узел необходимо в обратной последовательности, при этом надеваем ограничитель на вал конусной проточкой в сторону стопорного кольца, а затем напрессовываем ограничитель на стопорное кольцо ударами молотка через рожковый ключ «на 14» или поджимаем раздвижными пассатижами.
Сжатым воздухом выдуваем угольную пыль из корпуса стартера и щеткодержателя. Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые поверхности смазываем Литолом-24 или смазкой №158. Опорные подшипники - втулки ротора, винтовые шлицы вала якоря и ступицу обгонной муфты смазываем моторным маслом.
Дальнейшую сборку проводим в порядке, обратном разборке.

ВНИМАНИЕ! Если изолированным был только один болт, изоляционную трубку при сборке стартера надеваем на тот, который может касаться медной шины, соединяющей обмотки статора стартера.
