Рулевой механизм
Снятие, проверка, ремонт и установка
Снятие. Для снятия рулевого механизма необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и снять выключатель сигнала, осторожно отогнув отверткой три защелки снизу через окна.
Далее необходимо снять рулевое колесо и две половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.
Примечание. Если есть необходимость снять только картер рулевого механизма, открутите болт крепления нижнего конца промежуточного вала рулевого управления на валу червяка и болты крепления картера к лонжерону кузова автомобиля.
Снять щиток приборов и отсоединить штепсельные колодки трехрычажного переключателя от штепсельных колодок пучка проводов.
Отсоединить провода от клемм выключателя зажигания и, открутить винты крепления и утопив фиксатор замка, снять выключатель зажигания. Ослабьте хомут крепления корпуса переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя и снимите его.
Открутите болт крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма.

Открутите болты крепления кронштейна 6 (рисунок 1) и снимите вал рулевого управления с кронштейном.
Открутите гайки крепления шаровых пальцев боковой и средней тяг к сошке, а после этого, съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий в сошке.
Снимите картер рулевого механизма, открутив предварительно болты его крепления к лонжерону кузова автомобиля. Открутите винты крепления уплотнителя вала рулевого управления и снимите его.
Установка. Закрепив на щитке передка уплотнитель 2 (рисунок 1), установите картер рулевого механизма на лонжерон, не затягивая польностью гайки болтов крепления картера.
Специальным устройством необходимо сориентировать картер так, чтобы угол "а" (рисунок 2) не превышал 32°, а зазор между валом и педалью тормоза был не менее 5 мм. После этого польностью затяните гайки болтов крепления картера.
Установите сошку рулевого механизма в среднее положение, для чего совместите метки на картере и на валу червяка

Временно установите на вал колесо так, чтобы спицы были расположены горизонтально и в этом положении соедините вилку карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления с валом червяка, а затем закрепите к кузову автомобиля кронштейн вала рулевого управления.
Снимите рулевое колесо и наденьте на вал рулевого управления переключатель указателей поворота, света фар и стеклоочистителей.

Установите рулевое колесо на вал в первоначальное положение и, нажимая на рулевое колесо, как показано стрелками на рисунке 2, убедитесь в отсутствие радиального перемещения вала. При радиальном перемещении необходима замена верхнего вала рулевого механизма или его подшипника.
Убедитесь в плавности и легкости вращения рулевого колеса в обоих направлениях, а затем затяните гайку крепления рулевого колеса и закерните ее в трех точках. Сдвиньте корпус пеоеключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя в сторону рулевого колеса до упора и затяните хомут крепления переключателя.
Соедините провода с клеммами выключателя зажигания и закрепите выключатель винтами на кронштейне вала рулевого управления.
Присоедините штепсельные колодки переключателя указателей попорота, света фар и стеклоочистителя к штепсельным колодкам пучка проводов автомобиля.
Установите на вал две половины облицовочного кожуха и закрепите их винтами. Установите на рулевое колесо выключатель звукового сигнала.
Установите на сошке шаровые пальцы средней и боковой левой тяги и закрепите их гайками.
Отрегулируйте схождение передних колес и проверьте уисилие на рулевом колесе, которое при повороте колес на месте на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс) (при замере на ободе колеса).
Примечание. Возможно отдельно собрать вал рулевого управления с переключателем указателей поворота, света фар и стеклоочистителя, рулевым колесом и уже потом установить этот узел на автомобиль.
Для крепления узла установите спицы рулевого колеса горизонтально и соедините вал червяка с нижним концом промежуточного вала рулевого управления.
Не полностью завернув болты крепления кронштейна, поверните несколько раз рулевое колесо в обе стороны, затем затяните болты крепления кронштейна.
Разборка и сборка картера рулевого механизма
Разборка. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне A.74076/R с опорой А. 74076/1.

Открутив гайку крепления рулевой сошки 2 (рисунок 4) и сняв пружинную шайбу, съемником А.74043 снимите сошку (рисунок 3). Открутив болты крепления, снимите крышку 12 (рисунок 4) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.
Открутив болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.

Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипников. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.
Оправкой 67.7853.9541 выпрессуйте наружное кольцо верхнего подшипника (рисунок 5).

Сборку рулевого механизма необходимо проводить на кронштейне A74076/R в последовательности, обратной разборке.
Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.


После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (рисунок 7) момент трения вала червяка. Он должен находиться в пределах 19,6-49 Н·см (2-5 кгс·см). В случае, если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 (рисунок 6), и если больше - увеличьте.
После установки вала сошки обязательно проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении установите регулировочным винтом 2 (рисунок "Разрез картера рулевого механизма" - выше) и затяните контргайку 3.
После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка, обязательно проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,6-88,2 Н·см (7-9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
После окончания сборки необходимо проверить углы поворота сошки от нейтрального положения, которое должны составлять 32°10'±1° как влево, так и вправо, до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,125 л трансмиссионного масла.
Проверка и ремонт
Очень тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали необходимо заменить.
Необходимо проверить величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. В случае, если зазор больше указанного, то втулки необходимо заменить, пользуясь оправкой А. 74105.
На внутренней поверхности втулок вала сошки пролегают спиральные канавки, которые имеют выход только на одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри отверстия картера, а выходы канавок были расположены друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.
Новые втулки перед запрессовкой обязательно смажьте трансмиссионным маслом.
После запрессовки в картер окончательно обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698-28,720 мм. Монтажный зазор между валом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008-0,051 мм.
Проверьте легкость вращения ролика вала сошки на шариковом подшипнике.
Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания и на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.
Проверьте осевой зазор между головкой регулировочного винта 8 (рисунок 4) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. В случае, если он больше, необходимо заменить регулировочную пластину 9 на плстину большей толщины.
Примечание. В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров, толщиной от 1,95 мм до 2,20 мм, увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.
Проверьте состояние фиксирующих пластин 5 (рисунок 1). В случае обнаружения деформаций их необходимо заменить.
Разборка и сборка верхнего вала рулевого управления
Разборка. Открутите стяжной болт вилки карданного шарнира и разъедините верхний и промежуточный вал рулевого управления.
В случае повреждения верхнего вала или его подшипников развальцуйте места керновки трубы кронштейна и выньте из трубы вал 13 (рисунок "Разрез картера рулевого механизма") в сборе с подшипниками 10.
В случае, если вал вращается в подшипниках без заедания и в подшипниках не ощущается осевой и радиальный свободный ход, разборка верхнего вала рулевого управления не рекомендуется.
В случае износа или повреждения вала или его подшипников, необходимо заменить их новыми.
Сборку необходимо проводить в порядке, обратном разборке. После сборке необходимо закернить в двух точках с обеих сторон трубу кронштейна, чтобы зафиксировать подшипники вала.