Аккумуляторная батарея

На автомобилях устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-55П или ее аналоги.

Аккумуляторная батарея автомобиля ВАЗ-2105 состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, размещенных в отдельных отсеках общего корпуса (положительные и отрицательные свинцовые пластины разделены сепараторами). Отсеки заполнены электролитом - раствором серной кислоты в дистиллированной воде, плотностью 1,27-1,28 г/см3.

Техническая характеристика

Номинальное напряжение , В

12

Емкость при 20 часовом разряде и температуре электролита +25 °С , А . ч

55

Объем электролита , л

3,6

Сила тока заряда , А

5,5

Аккумуляторная батарея
Рисунок 5. Аккумуляторная батарея
1 - корпус; 2 - крышка; 3 - положительный вывод; 4 - межэлементное соединение; 5 - отрицательный вывод; 6 - пробка; 7 - заливная горловина; 8 - сепаратор; 9 - положительная пластина; 10 - отрицательная пластина

Батарея (рисунок 5) - свинцово-кислотная. Она состоит из шести последовательно соединенных элементов по 2 В, размещенных в отдельных отсеках корпуса. На автомобилях "Жигули" могут устанавливаться аккумуляторные батареи, изготовляемые разными заводами. Они могут отличаться по конструкции и внешнему виду, но основные элементы устройства и характеристики у них всегда будут одинаковые.

В каждом элементе батареи распологается набор положительных и отрицательных пластин, разделенных микропористыми сепараторами из поливинилхлорида. Пластины одинаковой полярности собраны в полублоки и приварены к бареткам, которые служат для крепления пластин и вывода тока. Из полублоков образованы блоки с чередованием разноименных пластин. Для того, чтобы лучше использовать активную массу положительных пластин, их распологают в блоке между отрицательными. По этой причине положительных пластин в блоке всегда на одну меньше. Элементы батареи соединены между собой свинцовыми мостиками.

Электролитом в аккумуляторной батарее служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При разряде батареи серная кислота взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца. При этом количество кислоты в электролите уменьшается, а его плотность понижается.

При заряде батареи происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца, а у отрицательных пластин - в губчатый свинец. При этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. Поэтому по плотности электролита можно судить о степени разряженности батареи в целом.

При обслуживании аккумуляторной батареи следует контролировать уровень и плотность электролита во всех отсеках. Если уровень электролита понизился, доливаем дистиллированную воду или электролит в случае его утечки. При этом ориентируемся...

...по отметкам допустимого уровня электролита на корпусе аккумуляторной батареи или нижней кромке заливного отверстия.

Плотность электролита измеряем ареометром. При этом учтите, что пока вода полностью не перемешается с электролитом, показания ареометра будут занижены.

Степень заряженности аккумуляторной батареи косвенно можно определить по напряжению на ее клеммах.

Напряжение аккумуляторной батареи, В

Степень заряженности ,%

12,6

100

12,0

75

11,6

50

11,3

25

10,5

0

Наружные поверхности батареи протираем ветошью, смоченной раствором питьевой соды или нашатырного спирта.

При работе с аккумуляторной батареей необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Систематически проверяйте надежность крепления клемм на выводах батареи. Для защиты от окисления смазывайте их любой смазкой.

Возможные неисправности аккумуляторной батареи, их причины и медоды устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Разряд батареи при эксплуатации автомобиля

1. Проскальзывание ремня привода генератора

1. Отрегулируйте натяжение ремня

2. Чрезмерное загрязнение поверхности батареи

2. Очистите поверхность батареи

3. Повреждение изоляции в системе электрооборудования (ток разряда более 1 мА при отключенных потребителях)

3. Найдите место утечки тока и устраните повреждение

4. Подключение новых потребителей владельцем автомобиля сверх допустимых пределов

4. Отключите новые потребители электроэнергии

5. Неисправен генератор

5. Проверьте генератор

6. Загрязнение электролита посторонними примесями

б. Зарядите батарею, слейте электролит, промойте, залейте свежий электролит и снова зарядите батарею

7. Короткое замыкание между пластинами

7. Замените батарею

8. Уровень электролита ниже верхней кромки пластин

8. Восстановите нормальный уровень электролита

Электролит на поверхности батареи

1. Повышенный уровень электролита. приводящий к выплескиванию

1. Установите нормальный уровень электролита

2. Просачивание электролита через трещины в корпусе

2. Замените батарею

3. Кипение электролита из-за очень высокого напряжения генератора

3. Проверьте надежность соединения с "массой" корпуса регулятора напряжения и правильность присоединения к нему проводов; отрегулируйте или замешгге регулятор напряжения

4. Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатацни пластин

4. Замешгге батарею

Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние.

На выходящих с завода автомобилях установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом и заряженные.

В запасные части аккумуляторные батареи могут поставляться без электролита, сухозаряженные. Для приведения такой батареи в рабочее состояние необходимо удалить имеющиеся технологические пробки или герметизирующую ленту. Затем небольшой струей через воронку (стеклянную или из кислотоустойчивой пластмассы) залить в батарею электролит плотностью (приведенной к 25 °С) 1,27-1,28 г/см3 для районов с умеренным климатом или 1,22-1,24 г/см3 для тропиков. Операции приведения батареи в рабочее состояние должны выполняться при температуре окружающей среды (25±10) °С.

После заливки батарею необходимо выдержать 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. После выдержки проверьте напряжение батареи без нагрузки.

В случае, если напряжение батареи не менее 12,5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В, батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем.

При напряжении меньшем или равном 10,5 В аккумуляторная батарея бракуется.

В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно понизится. По этой причине, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль, нужно довести уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.

Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если:

  • первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д.;
  • батарея хранилась более 12 месяцев с даты выпуска.

Проверка уровня электролита

Уровень электролита во всех элементах аккумуляторной батареи должен находиться между линиями с метками "MIN" и "МАХ", нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. Не допускается эксплуатация батареи с уровнем электролита ниже линии с меткой "MIN".

Если меток "MIN" и "МАХ" на корпусе аккумуляторной батареи нет, то уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки сепараторов и не подниматься выше нижнего края заливной горловины 7 (рисунок 5).

При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду.

Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи.

В случае, если уровень выше нормы, то отсосите электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.

Проверка степени разряженности батареи

В случае отказа аккумуляторной батареи в эксплуатации, а также при ее обслуживании, нужно проверять разряженность аккумуляторной батареи аккумуляторным ареометром. Одновременно необходимо замерять и температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку к показаниям ареометра, указанную в таблице 3.

При температуре электролита выше 30 °С величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. В случае, если температура электролита ниже 20 °С то величина поправки соответственно вычитается. В случае, когда температура электролита в пределах 20- 30 °С поправка на температуру не вводится.

Таблица 3

Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита

Температура электролита. °С

Поправка, г/см3

от -40 до -26

-0,04

от -25 до-11

-0,03

от -10 до +4

-0,02

от +5 до+19

-0,01

от +20 до +30

0,00

от+31 до+45

+0,01

Таблица 4

Плотность электролита при 25 °С, Г/СМ3

Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе. С)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея разряжена

на 25%

на 50%

Очень холодный (от -50 до -30)

Зима

1,30

1,26

1,22

Лето

1,28

1,24

1,20

Холодный (от -30 до -15)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Умеренный (от -15 до -8)

Круглый год

1,28

1,24

1,20

Теплый влажный (от 0 до +4)

Круглый год

1,23

1,19

1,15

Жаркий сухой (от -15 до +4)

Круглый год

1,2З

1,19

1,15

После определения плотности электролита в каждом элементе батареи, устанавливается степень ее разряженности по таблице 4. Батарею, разряженную более, чем на 25% зимой и более, чем на 50% летом, необходимо снять с автомобиля и подзарядить.

Во время измерения плотности необходимо следить за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита, содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию, утечки тока и т.д.

Чтобы предотвратить ошибки при получении результатов, не замеряйте плотность электролита:

  • в случае, если его уровень не соответствует норме;
  • в случае, если электролит слишком горячий или холодный. Оптимальная температура при измерении плотности 15-27 °С;
  • после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;
  • после нескольких включений стартера. Надо подождать, чтобы установилась равномерная плотность электролита в элементе батареи;
  • при "кипящем" электролите. Следует переждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.

Зарядка аккумуляторной батареи

Снятую с автомобиля батарею необходимо аккуратно очистить, особенно ее верхнюю часть. Нужно проверить уровень электролита и при необходимости довести его до нормы.

Батарею необходимо заряжать током силой 5,5 А при вывернутых пробках. Зарядка проводится до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течении 3 часов. Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соответствовать данным таблицы 4 для каждого климатического района.

В процессе заряда аккумуляторной батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения свыше 40 °С. В случае, если температура достигнет 40 °С, следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27 °С.

Зарядку необходимо прекращаеть, когда начнется обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних

трех замеров (производимых через 1 ч) будут оставаться постоянными.

В случае, если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанной, необходимо ее откорректировать . При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированной воды. В случае, если плотность электролита ниже нормы, необходимо отобрать его из элемента и долить электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).

После корректировки плотности электролита продолжите зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте его уровень во всех элементах. В случае, если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит с плотностью, соответствующей данному климатическому району (смотрите таблицу 4). Если уровень электролита выше нормы - отберите его избыток резиновой грушей.