Система зажигания

Система зажигания автомобиля ВАЗ-2105 предназначена для воспламенения рабочей смеси в камерах сгорания двигателя автомобиля искровым разрядом в соответствии с очередностью работы его цилиндров.

Автомобили ВАЗ-2105 комплектуются контактной (классической) системой зажигания. Часть автомобилей может быть оснащена бесконтактной системой зажигания.

Возможные неисправности ситстемы зажигания

Причина неисправности

Метод устранения

Двигатель не запускается

1. Ток не проходит через контакты прерывателя:

1. Необходимо проделать следующее:

- загрязнены, окислены или пригорели контакты прерывателя: увеличенный зазор между контактами:

- зачистите контакты и отрегулируйте зазор между ними;

- ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой:

- проверьте провода и их соединения: поврежденные провода замените:

- неисправен выключатель зажигания (не замыкаются контакты "30 1" и "15") или реле зажигания;

- проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания или реле зажигания;

- пробит конденсатор;

-замените конденсатор;

- обрыв в первичной обмотке катушки зажигания

- замените катушку зажигания

2. Не размыкаются контакты прерывателя:

2. Необходимо проделать следующее:

- нарушена регулировка зазора между контактами прерывателя:

- отрегулируйте зазор между контактами:

- сильно изношена текстолитовая колодка пли втулка рычажка прерывателя;

- замените контактную группу;

- вышел из строя подшипник подвижной пластины прерывателя

- замените подшипник или распределитель зажигания

3. Не подается высокое напряжение к свечам зажигания:

3. Необходимо проделать следующее:

- неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены пли повреждена их изоляция;

- проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода;

- износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания:

- проверьте и. при необходимости, замените контактный уголек;

- утечка тока через трещины или прогары в крышке пли роторе распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки

- проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины;

- перегорание резистора в роторе распределителя зажигания

- замените резистор;

- повреждена катушка зажигания

- замените катушку зажигания

4. Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме

4. Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами

5 . Повреждены свечи зажигания (трещина на 1гзоляторе)

5. Замените свечи новыми

6. Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки распределителя зажигания

6. Присоедините провода в порядке зажигания 1- 3-4-2

7. Неправильная установка момента зажигания

7. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания

8*. На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика:

8*. Необходимо проделать следующее:

- обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором:

- проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените;

- неисправен бесконтактный датчик

- проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените

9*. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:

9*. Проделайте следующее:

- обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с реле или катушкой зажигания;

- проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените:

- неисправен коммутатор

- проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

1. Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя

1. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания

2. Большой зазор между электродами свечей зажигания

2. Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами

3. Малый зазор между контактами прерывателя

3. Отрегулируйте зазор между контактами

Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала

1. Ослабла пружина подвижного контакта прерывателя

1. Замените контактную группу

2. Большой зазор между контактами прерывателя

2. Проверьте, отрегулируйте зазор между контактами

3. Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания

3. Замените пружины, проверьте работу- центробежного регулятора на стенде

Перебои в работе двигателя на всех режимах

1. Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники

1. Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените

2. Загрязнены, окислены, пригорели или смещены контакты прерывателя

2. Зачистите контакты и отрегулируйте зазор между ними

3. Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи

3. Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените

4. Износ или повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания

4. Необходимо заменить контактный уголек

5. Сильное подгорание центрального контакта ротора распределителя зажигания

5 . Зачистите центральный контакт

6. Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке распределителя зажигания

6. Проверьте, замените ротор или крышку

7. Снижение емкости конденсатора или обрыв в нем

7. Нужно заменить конденсатор

8. Чрезмерно большое биение валика распределителя зажигания; повышенный износ втулки валика

8. Замените распределитель зажигания

9*. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме

9*. Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

1. Неправильная установка момента зажигания

1. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания

2. Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков

2. Проверьте, замените поврежденные детали

3. Большой износ втулки подвижного контакта прерывателя

3. Проверьте, замените контактную группу

4*. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме

4*. Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

*Неисправности, относящиеся к бесконтактной системе зажигания

Установка момента зажигания

Метки для установки момента зажигания
Рисунок 1. Метки для установки момента зажигания
1 - метка опережения зажигания на 10°; 2 - метка опережения зажигания на 5°; 3 - метка опережения зажигания на 0°; 4 - метка ВМТ на шкиве коленчатого вала

Для проведения проверки момента зажигания имеется три метки 1, 2 и 3 (смотрите рисунок 1) на крышке механизма газораспределения и метка 4 на шкиве коленчатого вала двигателя, соответствующая ВМТ поршня в первом и четвертом цилиндре при совпадении с меткой 4 на крышке.

Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа, действуя в следующем порядке:

  • надежно соедините зажим "плюс" стробоскопа с клеммой "плюс" аккумуляторной батареи, зажим массы - с клеммой "минус" аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра;
  • обозначьте мелом для лучшей видимости метку 4 на шкиве коленчатого вала двигателя автомобиля. Запустите двигатель и прогрейте его, чтобы он работал на минимальных оборотах холостого хода;
  • направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив и проверьте соответствует ли положение метки 4 шкива значениям угла опережения зажигания.

Для проведения регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку крепления распределителя зажигания и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания.

В случае, если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, руководствуясь инструкцией на стенд.

Снятый с двигателя распределитель зажигания устанавливайте на место в следующем порядке:

  • снимите крышку с распределителя зажигания, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между контактами прерывателя;
  • поверните коленчатый вал до начала такта сжатия в первом цилиндре, а затем продолжая поворачивать коленчатый вал, совместите метку 4 с меткой 2;
  • поверните ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке распределителя;
  • удерживая вал распределителя от проворачивания, вставьте его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия, проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой линии двигателя;
  • закрепите распределитель на блоке цилиндров, установите крышку, присоедините провода, проверьте и отрегулируйте установку момента зажигания.

Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя в распределителе зажигания

Проверять зазор между контактами прерывателя необходимо в следующем порядке

Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение и затормозите автомобиль с помощью стояночного тормоза. Снимите крышку с распределителя зажигания и, вращая коленчатый вал, установите кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты прерывателя будут максимально разомкнуты. Внимательно проверьте щупом величину зазора; если она выходит за пределы 0,35-0,45 мм, то ослабив винты 25 прерывателя, вставьте лезвие отвертки в паз 27 и поверните стойку прерывателя на нужную величину. После окончания регулировки закрутите винты 27 до упора.

Контактная система зажигания

Контактная система зажигания автомобиля состоит из выключателя зажигания, катушки зажигания, свечей зажигания, прерывателя-распределителя, проводов низкого и высокого напряжения.

Распределитель зажигания 30.3706

Распределитель зажигания преобразует постоянный ток цепи низкого напряжения в импульсный и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания. Он конструктивно объединен с прерывателем и центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания.
Распределитель установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.

Распределитель зажигания 30.3706
Рисунок 2. Распределитель зажигания 30.3706:
1 - валик; 2 - провод подвода тока к распределителю; 3 - конденсатор; 4 - запорная пружина крышки; 5 - корпус вакуумного регулятора; 6 - мембрана; 7 - фильц; 8 - тяга вакуумного регулятора; 9 - опорная пластина регулятора опережения зажигания; 10 - ротор распределителя; 11 - боковой электрод с клеммой; 12 - центральный электрод с клеммой; 13 - крышка распределителя; 14 - уголек центрального электрода; 15 - резистор; 16 - наружный контакт ротора; 17- пружина центробежного регулятора опережения зажигания; 18 - ведущая пластина центробежного регулятора; 19 - грузик центробежного регулятора; 20 - кулачок прерывателя; 21 - изоляционная колодка рычажка; 22 - рычажок прерывателя с подвижным контактом; 23 - контакты прерывателя; 24 - подвижная пластина прерывателя; 25 - винт крепления контактной группы; 26 - стойка с неподвижным контактом прерывателя; 27 - паз; 28 - корпус распределителя зажигания.

Схема контактной (классической) системы зажигания
Рисунок 3. Схема контактной (классической) системы зажигания
1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - выключатель зажигания; 4 - катушка зажигания; 5 - распределитель зажигания; 6 - свечи зажигания.

Корпус распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. На верхней части валика выполнен кулачок прерывателя, а также закреплены центробежный регулятор опережения зажигания и ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора расходятся под действием центробежных сил и поворачивают четырехгранный кулачок прерывателя на определенный угол в направлении вращения валика. При этом контакты размыкаются с некоторым опережением, тем большим, чем выше обороты двигателя автомобиля. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине ротора.

Прерыватель состоит из стойки с неподвижным контактом и подвижного контакта с текстолитовым упором, который плоской пружиной прижат к четырехгранному кулачку валика распределителя. При вращении кулачка контакты замыкаются и размыкаются. Кулачок смазывается фетровым фильцем, пропитанным моторным маслом.

ВНИМАНИЕ! При эксплуатации автомобиля необходимо систематически проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя (смотрите «Регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя»).

Пластина, на которой смонтирован механизм прерывателя, установлена на шарикоподшипнике, позволяющем ей поворачиваться вокруг оси валика. Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания. Разрежение (подведенное по шлангу из задроссельного пространства карбюратора) действует на диафрагму вакуумного регулятора, и тяга поворачивает механизм прерывателя вместе с подвижной пластиной относительно четырехгранного кулачка, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Для того, чтобы уменьшить искрение между контактами прерывателя, параллельно им подключен конденсатор. Он смонтирован снаружи на корпусе распределителя.

Сверху корпус распределителя закрыт крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. Изнутри крышки в ее центральный электрод вмонтирован подпружиненный уголек. Ротор с контактной пластиной (бегунок) распределяет ток высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1-3-4-2). Валик распределителя зажигания вращается по часовой стрелке (при виде сверху).

При проведении регулировки опережения зажигания поворот корпуса распределителя по часовой стрелке уменьшает опережение, против часовой стрелки - увеличивает.

Катушка зажигания Б-117А

Катушка зажигания - повышающий трансформатор, преобразует импульсный ток низкого напряжения (12В) в ток высокого напряжения. Обмотки катушки установлены в корпус из тонкой оцинкованной стали. Крышка корпуса из изоляционного материала, имеет два низковольтовых вывода и гнездо для провода высокого напряжения. В корпус катушки залито трансформаторное масло, охлаждающее обмотки.

Катушка зажигания устанавливается в моторном отсеке и закрепляется на левом брызговике кузова автомобиля двумя гайками.

Выключатель зажигания

Выключатель зажигания - комбинированный. Он состоит из замка с противоугонным устройством и контактной части, собранных в одном корпусе. Выключатель установлен с левой стороны рулевой колонки в специальном кронштейне и закреплен двумя винтами.

Свечи зажигания

Свеча воспламеняет рабочую смесь в цилиндре искровым разрядом. Конструкция свечи является неразборной.

У исправно работающей свечи цвет юбки изолятора центрального электрода должен быть серым или светло-коричневым.
На автомобиле применяются свечи А17ДВР (А17ДВРМ) или их аналоги.

Бесконтактная система зажигания

Бесконтактная система зажигания автомобиля состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания (27.3705), выключателя зажигания, свечей зажигания, а также проводов низкого и высокого напряжения.

Схема бесконтактной системы зажигания
Рисунок 4. Схема бесконтактной системы зажигания
1 - выключатель зажигания; 2 - генератор; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - катушка зажигания; 5 - коммутатор; 6 - датчик-распределитель зажигания; 7 - свечи зажигания.

Датчик-распределитель зажигании 38.370В

Датчик-распределитель зажигания четырехискровой, с бесконтактным датчиком управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель зажигания передает управляющие сигналы на коммутатор, задавая момент искрообразования, и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания.

Датчик установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.

Корпус датчика-распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. При вращении валика через прорезь бесконтактного датчика проходят зубцы специального экрана, создавая в электрической цепи датчика управляющие импульсы. В верхней части валика смонтирован центробежный регулятор, на опорной пластине которого закреплен ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора под действием центробежных сил расходятся, поворачивая экран на определенный угол в направлении вращения валика. Управляющие импульсы создаются при этом с опережением, которое тем больше, чем быстрее вращение. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине центробежного регулятора.

Опорная пластина бесконтактного датчика установлена на шарикоподшипнике, который позволяет ей поворачиваться вокруг оси валика. Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания. Разрежение (подводимое по шлангу из задроссельного пространства карбюратора) действует на диафрагму вакуумного регулятора, и тяга поворачивает опорную пластину вместе с датчиком относительно экрана, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Сверху корпус датчика-распределителя закрыт крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. С внутренней стороны крышки в ее центральный электрод вмонтирован подпружиненный уголек. Ротор с контактной пластиной (бегунок) распределяет ток высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1-3-4-2). Валик датчика-распределителя зажигания вращается по часовой стрелке при виде сверху.

Распределитель 30.3706 и датчик-распределитель 38.3706 одинаковы по посадочным местам и способу крепления на двигателе, а их крышки и роторы (бегунки) взаимозаменяемы.

Коммутатор 3620.3734

Коммутатор преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсный ток, поступающий на первичную обмотку катушки зажигания. Исправность коммутатора невозможно проверить без специального оборудования.

Датчик-распределитель зажигания 38.3706
Рисунок 5. Датчик-распределитель зажигания 38.3706
1 - валик; 2 - корпус датчика-распределителя зажигания; 3 - запорная пружина крышки; 4 - бесконтактный датчик; 5 - корпус вакуумного регулятора; 6 - диафрагма; 7 - тяга вакуумного регулятора; 8 - опорная пластина центробежного регулятора; 9 - ротор распределителя зажигания; 10 - боковой электрод с клеммой; 11 - крышка; 12 - центральный электрод с клеммой; 13 - уголек центрального электрода; 14 - резистор; 15 - наружный контакт ротора; 16 - ведущая пластина центробежного регулятора; 17- грузик центробежного регулятора; 18 - опорная пластина бесконтактного датчика; 19 - экран.

ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения коммутатора не отсоединяйте его разъем при включенном зажигании, не снимайте клеммы аккумуляторной батареи при работающем двигателе автомобиля. Систематически проверяйте надежность крепления «массы» коммутатора к кузову.

В остальном бесконтактная система аналогична контактной системе зажигания.