Лакокрасочные и противокорозийные покрытия

Полировка

Для сохранения лакокрасочного покрытия кузова автомобиля и содержания его в хорошем состоянии длительное время необходимо тщательно подбирать полирующие средства, соответствующие состоянию покрытия автомобиля. При этом необходимо соблюдать рекомендации по их применению.

В первые 2-3 месяца эксплуатации автомобиля мойте покрытие кузова холодной водой. Для полировки нового покрытия (до 3-х лет) используйте безабразивные полирующие средства для новых лакокрасочных покрытий.

При эксплуатации автомобиля от 3-х до 5-ти лет используйте автополироли для обветренных покрытий, имеющих в своем составе небольшое количество абразивных веществ. После 5-ти лет интенсивной эксплуатации применяйте автополироли для старых покрытий. Во избежание высыхания автополироля полируйте кузов небольшими участками вручную чистой фланелью.

Для устранения мелких дефектов лакокрасочного покрытия могут быть использованы полировочные пасты ВАЗ-1, ВАЗ-2 и полировочный состав ВАЗ-02. Полировать можно вручную и механически фланелевыми или цигейковыми кругами.

Перед употреблением пасту тщательно перемешайте, при загустении необходимо разбавить водой. После полировки протрите поверхность чистой фланелью.

Перекраска кузова синтетическими эмалями

Вымойте кузов автомобиля водой и шпателем или щеткой снимите старое отслоившееся покрытие с дефектных участков.

Выполните мокрое шлифование окрашиваемых поверхностей шлифовальными шкурками 55С 4-П.

Труднодоступные места шлифуйте вручную. Поверхности при большой толщине покрытия, а также поверхности, не имеющие механических повреждений, отшлифуйте до эпоксидного грунта заводской окраски. Кузова автомобиля при значительной коррозии и окрашенные ранее нитроэмалью, зачищайте до металла.

Тщательно вымойте кузов водой, обдуйте сжатым воздухом и хорошо высушите.

Обезжирьте окрашиваемые поверхности уайт-спиритом или бензином-растворителем БР-1, нанесите и промажьте пластизолем Д-4А сварные швы и стыки замененных деталей. Удалите излишки мастики ветошью, смоченной уайт-спиритом.

Поверхности, не подлежащие окраске, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой.

На участки поверхности, зачищенные до металла, нанесите краскораспылителем грунт ГФ-073 и дайте выдержку 7-10 мин. Вязкость грунта должна быть 22- 24 сек при температуре 20 °С по вискозиметру ВЗ-4. Грунт необходимо разбавлять ксилолом.

Краскораспылителем нанесите эпоксидный грунт ЭФ-083 на поверхности, покрытые грунтом ГФ-073, а также на замененные кузовные детали и хорошо просушите при температуре 90 °С в течение 60 мин. Перед нанесением грунта ЭФ-083 добавьте в него сиккатив НФ-1,5 - 7% от веса грунта. Срок годности готового грунта с катализатором 7 час. Вязкость грунта должна быть 23-25 сек при температуре 20 °С по вискозиметру ВЗ-4. Разбавлять можно растворителем РЭ-11В или ксилолом.

Охладите кузов, проведите мокрое шлифование шкуркой 65С 4-П, тщательно вымойте водой, обдуйте сжатым воздухом и хорошо просушите.

Зашпатлюйте при необходимости неровные места шпатлевкой МС-00-6 толщиной не более 0,3 мм. Загустевшую шпатлевку допускается разбавлять ксилолом.

После шпатлевки хорошо просушите кузов в течение 30 мин при температуре 18-20 °С. Отшлифуйте зашпатлеванные поверхности, промойте кузов, продуйте сжатым воздухом и хорошо просушите.

Тщательно изолируйте неокрашиваемые поверхности кузова плотной бумагой, клейкой лентой и установите его в окрасочную камеру.

Обезжирьте окрашиваемы поверхности уайт-спиритом.

Откройте двери, капот, багажник и нанесите краскораспылителем два слоя эмали МЛ-197, с промежуточной выдержкой 7-10 мин, на внутренние окрашиваемые поверхности салона, дверных проемов, моторного отсека, торцевых поверхностей дверей, багажника.

Нанесите три слоя эмали МЛ-197 на наружные поверхности кузова с промежуточной выдержкой 7-10 мин.

Просушите покрытие при температуре 90 °С в течение 1 часа и охладите в естественных условиях.

Перед использованием эмали добавьте в нее 4-5% катализатора ДГУ-70 или 10%-го раствора малеинового ангидрида в этилацитате. Вязкость эмали должна быть 20-22 сек при температуре 20 °С по вискозиметру ВЗ-4. Разбавляйте эмаль растворителем Р-197 с последующим фильтрованием через сетку № 014К.

Если необходимо снять старое комплексное покрытие, используйте смывку СП-7. Наносите ее кистью 2- 3 раза в зависимости от толщины старой краски и грунта. Время размягчения покрытия 30-40 мин. Щеткой или шпателем тщательно удалите размягченное покрытие.

Протрите поверхность уайт-спиритом для снятия остатков смывки, обильно промойте водой и хорошо просушите кузов автомобиля.

Окраска отдельных деталей кузова автомобиля

После замены отдельных деталей (двери, крыла, капота и т.д.), а также после рихтовочных работ на деформированных деталях производите окраску наружной поверхности всей детали.

Перед началом окраски, вновь установленные и загрунтованные детали прошлифуйте в местах, где имеются наплывы грунта, и нанесите на всю поверхность детали эпоксидный грунт ЭФ-083.

Подготовку под окраску и окраску выполняйте, как и при перекраске кузова

Противокоррозионная защита кузова

Коррозии больше всего подвержены несущие пустотелые профили кузова автомобиля, днище, нижние части дверей, стоек, а также соединения деталей кузова, в том числе места точечной сварки.

Наиболее быстро коррозия развивается в скрытых полостях и нижних частях кузова при попадании на поверхность влаги, солей, грязи, кислот.

По этой причине в процессе эксплуатации автомобиля требуется дополнительная защита внутренних поверхностей и скрытых полостей кузова нанесением специальных противокоррозионных составов, а в соединениях деталей нанесением уплотнительных мастик.

Применяемые материалы для противокоррозионной обработки указаны в таблице 1.

Автоконсервант "Мовиль" используется для обработки скрытых полостей. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые 1-1,5 года. Автоконсервант "Мовиль" допускает обработку поверхностей, ранее покрытых нигролом или другими маслами, а также ржавых поверхностей.

Защитный смазочный материал НГМ-МЛ применяется для обработки скрытых полостей. Этим материалом обрабатывают скрытые полости новых автомобилей.

Защитное пленочное покрытие НГ-216Б используется для покрытия частей автомобиля под кузовом.

Мастика противошумная битумная БПМ-1 применяется для защиты от коррозии днища кузова и для уменьшения шума от вибрации. Наносят мастику распылением или вручную толщиной 1,0-1,5 мм.

Пластизоль Д-11А используется для защиты низа кузова от коррозии, от абразивного износа и для шумоизоляции. Толщина покрытия 1-1,2 мм. Адгезия пластизоля к грунтам ЭФ-083 и ФЛ-093.

Пластизоль Д-4А применяется для герметизации сварных швов на внешних зонах кузова автомобиля.

Невысыхающая мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений кузова.

Во внутренние полости противокоррозионное вещество напыляется способом воздушного или безвоздушного распыления.

При воздушном распылении требуется сжатый воздух с давлением 0,5-0,8 МПа, пистолет-краскораспылитель с бачком, шланги и удлинительные насадки для пистолета. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением 4-12 МПа, которое позволяет распылять материалы значительной вязкости.

Подготовка и противокоррозионная обработка скрытых полостей

Ввиду применения сложного технологического оборудования и необходимости высококачественного выполнения работ обработку скрытых полостей рекомендуется выполнять только на станциях технического обслуживания автомобилей.

Операций для защиты от коррозии скрытых полостей необходимо выполнять в следующей последовательности:

  1. Установите автомобиль на подъемник, снимите детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости.
  2. Промойте водой температурой 40-50 °С через технологические и дренажные отверстия скрытые полости (табл.2), низ кузова, арки колес до вытекания чистой воды. При этом поворотные стекла должны быть закрыты, опускные - подняты.
  3. Удалите попавшую в салон и багажник влагу, продуйте сжатым воздухом все скрытые полости и места нанесения противокоррозионных составов.
  4. Перегоните автомобиль в камеру для нанесения противокоррозионного состава и поставьте на подъемник. Нанесите распылением противокоррозионный состав в места, указанные на рисунке 1, 2 и 3.
  5. Опустите автомобиль с подъемника, очистите от загрязнения лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.

Скрытые полости кузова (вид снизу)
Рисунок 1. Скрытые полости кузова (вид снизу)
1 -поперечина пола задка; 2 - задние лонжероны; 3 - кронштейны домкрата; 4 - средняя поперечина пола; 5 - передние лонжероны пола; 6 - усилители лонжеронов; 7 - кронштейны буферов передней подвески; 8 - поперечина передней подвески

Скрытые полости кузова (вид слева)
Рисунок 2. Скрытые полости кузова (вид слева)
1 - кожухи фар; 2 - нижняя поперечина передка; 3 - верхняя поперечина передка; 4 - передние лонжероны; 5 - правая стойка брызговика; 6 - полость под передним левым крылом; 7 -внутренние и наружные пороги дверей; 8 - центральные стойки; 9 - задняя поперечина пола; 10 - задние стойки

Скрытые полости кузова (вид справа)
Рисунок 3. Скрытые полости кузова (вид справа)
1 - нижняя поперечина задка; 2 - лонжероны пола задка; 3 - полости между крыльями и арками задних колес; 4 - поперечина пола задка; 5 - карманы дверей; 6 - передние стойки; 7 -соединители боковин и щитка передка; 8 - карманы капота

Таблица 1

Противокоррозионные составы для обработки кузова автомобиля

Состав

Марка

Рабочая вязкость при ВЗ-4 при 20 oС, с

Вид разбавителя или растворителя

Режим сушки

Температура, oС

Время, мин

Автоконсервант порогов

"Мовиль"

15—40

Уайт-спирит, бензин

20

20-30

Защитный смазочный материал невысыхаю­ щий

НГМ-МЛ

45

Уайт-спирит

20

15

Защитное пленочное покрытие

НГ-216Б

18—22

Уайт-спирит, бензин

20

20

Пластикат полихлорвиниловый

Д-ПА

Высокой вязкости

130

30

То же

Д-4А

Тоже

130

30

Мастика невысыхающая

51-Г-7

Противошумная битумная

БПМ-1

**

Ксилол, сольвент

90

30

или 24 ч при 18—20 оС

Таблица 2

Скрытые полости, обрабатываемые противокоррозионными составами

Наименование полости

Места впрыска состава

Направление впрыска

Дополнительные указания

Нижняя поперечина передка

Сверху в моторном отсеке

Вправо и влево

Откройте капот

Передние лонжероны

Сбоку в моторном отсеке

Вперед и назад

Откройте капот

Верхняя поперечина передка

Сверху

Вправо и влево

Тоже

Кожухи фар

Спереди (с наружной стороны)

По всей поверхности

Снимите блок-фары

Карманы капота

В передние отверстия

На внутреннюю поверхность передней части

Откройте капот

Стойки брызговиков

Сбоку в моторном отсеке

По внутренней поверхности

Откройте капот

Передние стойки дверей

Сбоку со стороны салона

Вниз

Снимите обивку

Соединители боковины и щитка передка

Отверстие из салона

Вперед и назад

Внутренние и наружные пороги

дверей

Под молдинги и с торца порога сзади

Вперед и назад

Снимите молдинги и заглушки

Полости под передними крыльями

Используется проем щитка под крылом

По всей внутренней поверхности

Снимите щиток крыла

Передние лонжероны пола

Снизу кузова

Вперед и назад

Вывесите автомобиль

У сига пели передних лонжеронов пола

Тоже

Вправо и влево

Вывеете автомобиль

Средняя поперечина пола

Тоже

Вправо и влево

Тоже

Задние лонжероны пола

Тоже

Вперед и назад

Тоже

Кронштейны домкратов

Тоже

По внутренней поверхности

Тоже

Кронштейны буферов передней подвески

За передними колесами

По внутренней поверхности

Поперечина передней подвески

Снизу кузова

Вправо и влево

Вывесите автомобиль

Задняя поперечина пола

Из салона под задним сиденьем

Вправо и влево

Снимите заднее сиденье

Центральные стойки

Из салона

Вниз

Снимите обивку стойки

Задние стойки дверей

Сзади стойка

Вниз

Снимите обивку

Карманы дверей

Используются проемы под обивкой двери

По внутренней поверхности низа двери

Снимите обивку

Между задними крыльями и арками задних колес

Используются проемы в багажном отделении

По всей поверхности

Откройте багажник

Лонжероны пола задка

В багажнике

Вперед и назад

Откройте багажник

Поперечина пола задка

Тоже

Вправо и влево

Снимите обивку

Верхняя поперечина задка

Над задними фонарями

Вправо и влево

Снимите задние фонари

Нижняя поперечина задка

В багажнике

Тоже

Откройте багажник

Углубления под топливный бак и запасное колесо

Тоже

По всей поверхности пола топ. бака и запасного колеса

Снимите топливный бак и запасно колесо

Восстановление противокоррозионного и противошумного покрытия кузова и арок колес

В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию гравия, песка, соли, влаги. В результате мастика и грунт повреждаются и стираются. Оголенный металл подвергается коррозии.

На автозаводе на нижнюю поверхность основания кузова автомобиля и лонжероны для шумоизоляции и защиты от коррозии и абразивного износа нанесен полихлорвиниловый пластикат марки "Пластизоль Д-11А" толщиной 1-1,2 мм по эпоксидному грунту ЭФ-083.

При повреждениях покрытия пластизоля Д-11А без нарушения слоя грунта поврежденные участки очистите от грязи и на сухую поверхность безвоздушным распылением или кистью нанесите пластизоль. Просушите пластизоль при температуре 130 °С в течение 30 мин.

Допускается нанесение противошумной мастики БПМ-1Ю, сушка которой может проходить в естественных условиях.

Перед тем как начать восстановление покрытия, установите автомобиль на подъемник, тщательно осмотрите низ кузова и выявите дефекты покрытия. Очистите от грязи низ кузова, удалите ржавчину шпателем, шкуркой или преобразователем ржавчины согласно инструкции. Обдуйте низ кузова сжатым воздухом.

Установите автомобиль на подъемник в камеру для нанесения мастики и снимите колеса.

Закройте барабаны и диски тормозов защитными кожухами, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой карданную передачу, глушители, тросы и другие места, не подлежащие обработке мастикой.

Ветошью, смоченной в уайт-спирите, обезжирьте зачищенные до металла места.

На зачищенные места нанесите распылением или кистью грунт ГФ-073 и выдержите 5-10 мин. Затем нанесите распылением или вручную (кистью или шпателем) мастику БПМ-1 на дефектные места слоем 1-1,5 мм. Перекрытие по старому слою покрытия должно быть минимальным.

В холодное время года мастику перед употреблением выдержите в теплом помещении до повышения температуры не ниже 20°С. В случае загустения мастики допускается разбавление ее ксилолом до 3%.

Лакокрасочное покрытие от загрязнения мастикой очистите ветошью, смоченной в уайт-спирите. Просушите мастику при температуре 100-110 °С в течение 30 мин или 18-20 °С не менее 24 часов.

Герметизация кузова резиновыми уплотнителями и мастиками

Резиновые уплотнители
Рисунок 4. Резиновые уплотнители
1 - капота; 2 - соединителя бампера; 3 - нижнего уплотнителя стекла двери; 4 - ветрового и заднего стекол; 5 - опускного стекла; 6 - каркаса уплотнителя; 7 - канта уплотнителя; 8 - проема двери; 9 - крышки багажника; 10 - неподвижного стекла двери; 11 - рамы ветрового окна; 12 - передней стойки

Герметизация кузова обеспечивается применением различных резиновых уплотнителей (рисунок 4), уплотнительных мастик, резиновых заглушек для технологических отверстий и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей.

Снимая или устанавливая уплотнители с металлическими каркасами, не допускайте, чтобы каркас сминался, а на уплотнителях образовывались гофры.

При установке уплотнителей проемов дверей нанесите под уплотнители клей 88-НП-35 от верхней кромки заднего крыла по верху проемов дверей и по центральной стойке до порогов дверей.

Места нанесения уплотнительной мастики в проемах дверей
Рисунок 5. Места нанесения уплотнительной мастики в проемах дверей

После установки дверей по углам петель нанесите уплотнительную мастику 51-Г-7, как показано на рисуноке 5. При замене или перестановке уплотнителей дверных проемов необходимо нанести уплотнительную мастику 51-Г-7 в верхние углы центральных стоек.

Швы контактной точечной сварки, которой сварены штампованные детали кузова, не дают плотного соединения. Они подвержены интенсивной коррозии, особенно на изгибах листов с малыми радиусами скругления и в местах перенапряжения металла.

От попадания влаги и грязи сварные швы на автозаводе загерметизированы пластизолем Д-44.

Сварные швы и стыки, на которые наносится уапотнительная мастика (вид кузова сзади)
Рисунок 6. Сварные швы и стыки, на которые наносится уапотнительная мастика (вид кузова сзади)
1 - задник крыльев с верхней и нижней панелями задка; 2 - пола с полом задка; 3 - углов полов с панелью задка, лонжеронами задка, арками колес и задними крыльями; 4 - арки заднего колеса с задним крылом; 5 - сточных желобков багажника с задними крыльями и панелями задка. Применяемые мастики: круг - пластизоль Д-4А; квадрат - мастика 51-Г-7

При замене отдельных деталей кузова, после проведения сварочных работ и нанесения грунта, необходимо промазать сварные швы с обеих сторон пластизолем Д-4А и нанести в угловые стыки невысыхающую мастику 52-Г-7 в местах, показанных на рисунке 7, 8, 9 и 6.

Сварные швы и стыки, на которые наносится уплотнительная мастика (вид кузова слева)
Рисунок 7. Сварные швы и стыки, на которые наносится уплотнительная мастика (вид кузова слева)
1 - переднего крыла с передней панелью передка; 2 - соединителя крыла с крылом и брызговиком; 3 - усилителя крыла с верхней поперечиной передка; 4 - сточныхжелобков капота с крыльями и рамой ветрового окна; 5 - щитка передка и коробки воздухопритока с панелью передка и с боковыми панелями; крыши с рамой ветрового окна; 7 - желобков крыши с панелью крыши и боковинами; 8 - верхнего торца центральной стойки; 9 - пола с основаниями чашки пружины задней подвески и арками задних колес; 10 - наружных угловых панелей с задним крылом; 11 - заднего крыла с боковиной; 12 - порогов пола с крыльями; 13 - боковины с внутренними панелями передка; 14 - крыла с рамой ветрового окна; 15 -углов соединителя крыла с крылом и брызговиком. Применяемые мастики: круг - пластизоль Д-4А; квадрат - мастика 51-Г-7

Сварные швы и стыки, на которые наносится уплотнительная мастика (вид кузова снизу)
Рисунок 8. Сварные швы и стыки, на которые наносится уплотнительная мастика (вид кузова снизу)
1 -усилителя крыла с верхней поперечиной передка; 2 - переднего крыла с передней панелью передка; 3 - кожуха пола с полом; 4 - сточного желобка капота с передним крылом (с внутренней стороны крыла); 5 - брызговика с щитком передка; 6 - переднего крыла с рамой ветрового окна; 7 -нижней панели задка с полом задка; 8 - внутренней и внешней арок колес; 9 - полов запасного колеса и топливного бака с задними крыльями. Применяемые мастики: круг - пластизоль Д-4А; квадрат - мастика 51-Г-7

Рисунок 9. Сварные швы и стыки, на которые наносится уплотнительная мастика (вид кузова с внутренней стороны)
1 - щитка передка с кожухом пола и полом; 2 - рамок передних и задних дверей; 3 - внутренней панели рамы ветрового окна с верхней панелью передка; 4 - сточного желобка крыши с боковиной (снизу); 5 - основания передней стойки; 6 - боковины с щитком передка и полом; 7 - боковой панели передка с верхним усилителем передка. Применяемые мастики: круг - пластизоль Д-4А; квадрат - мастика 51-Г-7