Освещение, световая и звуковая сигнализация
Определение неисправностей
ПРИЧИНА
| МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Не горят отдельные лампы фар и фонарей | |
Перегорели предохранители | Проверьте, замените предохранители |
Перегорели нити ламп | Необходимо заменить лампы |
Повреждение проводов, окисление их наконечников или ослабление соединений проводов | Проверьте, замените поврежденные провода, зачистите наконечники |
Не работает сигнал торможения | |
Неисправен выключатель сигнала торможения | Проверьте контрольной лампой, замените неисправный выключатель |
Не переключается ближний и дальний свет фар | |
Окисление контактов переключателя света фар | Нужно заменить трехрычажный переключатель |
Неисправно реле дальнего или ближнего света фар | Проверьте и замените реле |
Не фиксируются рычаги переключателя указателей поворота и света фар | |
Выскакивание шарика фиксатора рычага | Замените трехрычажный переключатель |
Разрушение гнезд фиксаторов рычага | То же |
Указатели поворота не выключаются автоматически после окончания поворота | |
Заедание механизма возврата рычага указателей поворота | Замените трехрычажный переключатель |
Износ или излом выступов поводкового кольца переключателя | То же |
Не переключаются рычаги переключателей указателей поворота и света фар | |
Заедание шариков фиксаторов рычагов | Замените трехрычажный переключатель |
Заедание механизма возврата рычага переключателя указателей поворота | То же |
Не работает лампа сигнализации поворота | |
Перегорела нить лампы | Замените лампу |
Неисправен реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации | Замените реле-прерыватель |
Лампа сигнализации поворота мигает с удвоенной частотой при включении указателей поворота* | |
Перегорела лампа переднего или заднего указателя поворота | Замените лампу |
Неисправен реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации | Замените реле-прерыватель |
* Или горит постоянно (не мигает), если на автомобиле установлен реле-прерыватель 231.3747 аварийной сигнализации и указателей поворота.
На автомобиле ВАЗ-2105 установлены две блок-фары (фара и указатель поворота выполнены в едином корпусе).
В фаре размещены лампа габаритного света и галогенная двухнитевая лампа ближнего и дальнего света. Электрические цепи блок-фары защищены плавкими предохранителями, а напряжение к нитям ламп подается через реле. На части автомобилей ВАЗ-2105 блок-фары были оборудованы гидрокорректором. Он позволяет изменять наклон пучка света фар в зависимости от загрузки автомобиля, чтобы не слепить водителей встречного транспорта.
![Схема включения фар и противотуманного света в задних фонарях:](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris192.jpg)
Правая и левая блок-фары невзаимозаменяемы.
Регулировка фар
Правильность регулировки фар проверяем по расположению световых полос на экране (смотрите рисунок ниже).
Проверку и регулировку обязательно проводим на ровной горизонтальной площадке. В качестве экрана можно использовать лист фанеры (примерно 1,0 м высотой и 1,7-2,0 м длиной), светлую стену здания, ворота и т. п. Полностью заправленный автомобиль, с домкратом, инструментом и запасным колесом, ставим перпендикулярно экрану (на расстоянии 5 м между фарами и экраном). Проверяем и при необходимости доводим до нормы давление в шинах. Помощник сидит на месте водителя. Чтобы кузов принял нужное положение относительно колес, качнем автомобиль сверху вниз, взявшись за крыло.
![Схема регулировки света фар](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris191.jpg)
Схема регулировки света фар
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris193.jpg)
1 – винт регулировки пучка света в горизонтальном направлении; 2 – кожух фары; 3 – штепсельная колодка; 4 – установочный винт; 5 – винт регулировки пучка света в вертикальном направлении
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Регулируются фары вращением винтов 1 и 5 (смотрите рисунок "Вид на блок-фару из моторного отсека" ), которые поворачивают оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
2. Начертите на экране (смотрите рисунок "Схема регулировки фар") вертикальные линии: осевую 0 и линии А и В, проходящие через точки Е, соответствующие центрам фар. Эти линии должны быть симметричны относительно осевой линии автомобиля. На высоте n, соответствующей расстоянию центров фар от пола, проведите линию 1 и ниже ее на 75 мм линию 2 центров световых пятен.
3. Установите ручку гидрокорректора фар на панели приборов в положение, соответствующее нагрузке автомобиля одним водителем. В случае, если в автомобиле отсутствует гидрокорректор фар, поверните установочные винты (смотрите рисунок "Вид на блок-фару из моторного отсека" ) вставленные в блок-фары вместо рабочих цилиндров гидрокорректора в крайнее левое положение.
4. Включите ближний свет фар.
5. По очереди, сначала для правой фары (левая закрывается куском картона или темной материи или отключается), а затем для левой (правая закрыта) отрегулируйте винтами 1 и 5 световые пучки фар.
6. У отрегулированных фар верхняя граница световых пятен должна совпадать с линией 2 (смотрите рисунок "Схема регулировки фар"), а точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен – с точками Е.
Замена ламп блок-фары
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris195.jpg)
Поворачиваем крышку блок-фары против часовой стрелки и снимаем ее.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris196.jpg)
Для того, чтобы заменить лампы головного света, снимаем соединительную колодку с выводов лампы ближнего-дальнего света
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris197.jpg)
выводим усики пружинного фиксатора из пазов
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris198.jpg)
и вынимаем неисправную лампу.
Новую лампу необходимо устанавливать в обратной последовательности. Галогенную лампу нельзя брать руками за стеклянную колбу, чтобы не оставить жирных следов от пальцев. В случае, если это произошло, лампу необходимо тщательно протиреть спиртом. В противном случае возможно потемнение кварцевой колбы лампы при включении.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris199.jpg)
Для того, чтобы заменить лампы габаритного света вынимаем патрон.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris200.jpg)
Для того, чтобы заменить лампы указателя поворота поворачиваем патрон против часовой стрелки
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris201.jpg)
и осторожно вынимаем его вместе с неисправной лампой.
Замена блок-фары
случае, если необходимо поменять левую блок-фару, для обеспечения доступа предварительно снимаем бачок стеклоочистителя. В случае замены правой блок-фары снимаем аккумуляторную батарею.
Снимаем рычаг-щетку очистителя фары.
Отсоединяем привод гидрокорректора.
Замена показана на примере левой блок-фары.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris202.jpg)
Отсоединяем колодку проводов фары
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris203.jpg)
и указателя поворота.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris204.jpg)
Удерживая гайку ключом или головкой «на 8»
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris205.jpg)
крестообразной отверткой отворачиваем винт.
Очень часто из-за коррозии гайку отвернуть не удается. Для того, чтобы снять фару, не повредив ее, необходимо аккуратно высверлить винт сверлом диаметром 5-6 мм.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris206.jpg)
Придерживая рукой фару, крестообразной отверткой отворачиваем два оставшихся самореза крепления фары.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris207.jpg)
Вынимаем блок-фару.
Устанавливать блок-фару необходимо в обратной последовательности. Верхний саморез крепления фары заворачивается в пластинчатую гайку, обязательно убедившись, что она осталась на своем месте.
Замена гидрокорректора фар
Гидрокорректор служит для изменения угла наклона фар в зависимости от загрузки автомобиля. Он состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров, установленных в блок-фарах, и соединительных трубок. Цилиндры и трубки - герметичны и заполнены специальной жидкостью с низкой температурой замерзания. Гидрокорректор является неразборным и ремонту не подлежит. При закисании поршней в цилиндрах, течи из цилиндров или трубок, а также если ход штоков исполнитнльных механизмов (в блок-фарах) отличается от величины 7±0,5 мм, необходимо поменять гидрокорректор.
Для замены гидрокорректора фар необходимо снять щиток приборов. Гидрокорректор можно поменять, не снимая приборы, но при этом придется работать снизу приборной панели, что очень неудобно.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris208.jpg)
Потянув на себя,осторожно снимаем рукоятку гидрокорректора фар с приборной панели.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris209.jpg)
Пассатижами или головкой «на 24» отворачиваем гайку крепления главного цилиндра гидрокорректора
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris210.jpg)
и вынимаем его внутрь приборной панели.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris211.jpg)
Отверткой поджимаем фиксатор рабочего цилиндра гидрокорректора
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris212.jpg)
Повернув его против часовой стрелки, извлекаем его из корпуса фары.
Также снимаем цилиндр гидрокорректора с другой фары.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris213.jpg)
Сжимая пассатижами усики фиксаторов, выступающие (под крылом) из отверстий брызговика.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris214.jpg)
снимаем пластмассовые хомуты крепления жгутов электропроводки
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris215.jpg)
Отверткой аккуратно проталкиваем резиновый уплотнитель внутрь салона
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris216.jpg)
и через отверстие вынимаем рабочие цилиндры гидрокорректора в салон под панель приборов.
Новый гидрокорректор монтируем в обратной последовательности.
После установки проверяем регулировку фар (смотрите «Регулировка фар»).
Наружное освещение, лампы сигнала торможении, противотуманного света и света заднего хода
Передние лампы габаритного света расположены в фарах. Задние комбинированные фонари объединяют в себе несколько секций. В наружных секциях размещены лампы габаритного и противотуманного света. Секция света заднего хода - с белым рассеивателем. Лампы сигнала торможения расположены в крайних секциях, ближе к номерному знаку.
Номерной знак автомобиля освещается двумя фонарями, которые расположены в рамке крышки багажника.
Выключатель сигнала торможения, закрепленный на кронштейне педального узла, включает лампы сигнала при нажатии на педаль тормоза. Электрическая цепь сигнала торможения подключена к аккумуляторной батарее автомобиля, минуя выключатель зажигания.
![Схема включения наружного освещения](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris217.jpg)
Выключатель света заднего хода расположен на картере коробки передач с правой стороны. Он работает только при включенном зажигании.
На центральных стойках автомобиля расположены плафоны освещения салона со встроенными в них выключателями. В дверных проемах на стойках установлены дополнительные выключатели. При открывании любой из дверей автомобиля освещение салона включается вне зависимости от положения выключателей в плафонах. Цепи плафонов освещения салона автомобиля постоянно находятся под напряжением.
На передней панели в подкапотном пространстве установлена лампа освещения моторного отсека. Работает она только при включенном наружном освещении и открытом капоте (патрон лампы снабжен выключателем).
Аварийная сигнализация и указатели поворотов
Указатели поворотов включаются подрулевым переключателем. Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворотов) включается выключателем, установленным на рулевой колонке. С 1995 г. в конструкции выключателя изменена схема подключения контрольной лампы и ликвидированы выводы «5» и «6». Реле аварийной сигнализации должно обеспечивать мигание ламп указателей поворота с частотой 90+30 в минуту при температуре окружающего воздуха от -20 до +50° С и напряжении от 10,8 до 15 В. В случае перегорания одной из ламп указателя поворота частота мигания контрольной и оставшихся ламп удваивается.
![Схема системы аварийной сигнализации и указателей поворота:](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris218.jpg)
Замена ламп в задних фонарях
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris219.jpg)
Изнутри багажника отворачиваем две пластмассовые гайки и снимаем крышку фонаря
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris220.jpg)
Аккуратно сжав два фиксатора
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris221.jpg)
снимаем плату с лампами. Меняем неисправную лампу.
Очень часто неисправность связана не с лампой, а с плохим контактом в колодке или патроне.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris222.jpg)
Нажав на выступ снизу колодки, отсоединяем ее от платы.
Осматриваем контакты в патроне, колодке и на лампе, при необходимости тщательно очищаем их.
Устанавливать снятые детали необходимо в последовательности, обратной снятию.
Замена задних фонарей
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris223.jpg)
Отвернув два пластмассовых винта, снимаем крышку, отсоединяем соединительную колодку печатной платы заднего фонаря.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris224.jpg)
Ключом « на 8» отворачиваем четы ре гайки крепления фонаря
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris225.jpg)
и снимаем фонарь.
Устанавливать новый фонарь необходимо в последовательности, обратной снятию, предварительно подложив под нижнюю гайку со стороны разъема платы «массовый» провод
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris226.jpg)
а для правого фонаря дополнительно под верхнюю гайку (со стороны крыла) - «массу» датчика уровня топлива.
Замена лампы бокового указатели поворота
В случае, если на автомобиле установлен подкрылок, необходимо его снять
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris227.jpg)
С внутренней стороны крыла снимаем защитный чехол вместе с патроном указателя поворота и меняем неисправную лампу.
Вставляем патрон в корпус указателя и надеваем защитный чехол.
Замена бокового указателя поворота
Вынимаем патрон
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris228.jpg)
С внутренней стороны крыла головкой «на 7» или отрезком трубы подходящего диаметра сжимаем усики фиксатора корпуса указателя и выталкиваем их в отверстие крыла.
Аналогично выталкиваем второй фиксатор и снимаем указатель.
Осторожно выталкиваем провода наружу через отверстие крыла.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris229.jpg)
Для замены патрона снимаем его с проводов и подсоединяем к ним
новый.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris230.jpg)
Вставляем лампу с патроном в корпус указателя.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris231.jpg)
Совместив фиксаторы с отверстиями, устанавливаем указатель поворота на место.
Замена лампы фонаря освещения номерного знака
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris232.jpg)
Открыв крышку багажника, крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления фонаря.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris233.jpg)
Вынимаем фонарь и отсоединяем два провода.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris234.jpg)
Сняв резиновую прокладку, сдвигаем плафон в сторону выступа на корпусе фонаря...
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris235.jpg)
Меняем лампу.
Устанавливать фонарь освещения номерного знака с новой лампой необходимо в последовательности, обратной снятию. Провода питания фонаря можно подсоединить произвольно.
Замена лампы плафона освещении салона
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris236.jpg)
Поддев снизу отверткой
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris237.jpg)
вынимаем плафон освещения салона
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris238.jpg)
и заменяем лампу
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris239.jpg)
Устанавливаем плафон, надавливая на его верхнюю часть до срабатывания пружинной защелки.
Подрулевые переключатели
На автомобиле ВАЗ-2105 применен трехрычажный подрулевой переключатель, установленный на рулевой колонке. Переключатели указателя поворотов, света фар и режима работы очистителя и омывателя фар имеют общий корпус.
Замена подрулевых переключателей и выключателя аварийной сигнализации
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris252.jpg)
Поддев отверткой, снимаем декоративную накладку.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris253.jpg)
Головкой «на 24» откручиваем гайку крепления рулевого колеса, оставив ее на валу заподлицо
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris254.jpg)
ударами ладоней по ободу сбиваем рулевое колесо со шлицев вала.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris255.jpg)
В случае, если таким способом снять рулевое колесо не удается, необходимо поджав коленями обод, сбивать его, нанося удары по валу через оправку из мягкого металла.
Окончательно отворачиваем гайку и снимаем рулевое колесо.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris256.jpg)
Крестообразной отверткой откручиваем четыре винта, стягивающие с двух сторон половинки кожуха рулевой колонки
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris257.jpg)
и один саморез, фиксирующий нижнюю половину на колонке
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris258.jpg)
Снимаем нижнюю накладку, разрезав пластмассовый хомут крепления к ней жгута проводов.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris259.jpg)
Снимая верхнюю половину кожуханужно быть внимательным. Не потеряйте резиновое кольцо с выключателя зажигания.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris260.jpg)
Для того, чтобы заменить выключатель аварийной сигнализации снимаем его с соединительной колодки и устанавливаем новый.
Снимаем приборную панель.
Внутри приборной панели разъединяем соединительные колодки жгута подвода напряжения к подрулевым переключателям:
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris261.jpg)
восьмиразъемную
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris262.jpg)
шести- и двухразъемную
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris263.jpg)
Вынимаем их снизу приборной панели.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris264.jpg)
Головкой «на 8» ослабляем болт хомута крепления подрулевых переключателей
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris265.jpg)
и снимаем их вместе со жгутами проводов с рулевой колонки, сдвинув вдоль оси вверх
Устанавливать новые подрулевые переключатели необходимо в последовательности, обратной снятию.
ВНИМАНИЕ! Укладывая жгуты проводов в нижний кожух, обязательно закрепляем их пластмассовым хомутом и убеждаемся, что они не касаются карданного шарнира рулевого вала.
Звуковые сигналы
Звуковые сигналы включаются центральной кнопкой рулевого колеса автомобиля. Контактное кольцо выключателя закреплено на рулевом колесе, а подпружиненный контакт закреплен на корпусе подрулевых переключателей.
В настоящее время применяюся звуковые сигналы 20.3721-01. Они имеют винт для регулировки сигнала и встроенное реле (выводы монтажного блока под реле звукового сигнала закорочены перемычкой).
Сигналы являются неразборными. В случае выхода их из строя необходимо заменить на нове.
![Схема включения звуковых сигналов](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris266.jpg)
Рисунок. Схема включения звуковых сигналов
1 - звуковые сигналы; 2 - монтажный блок; 3 - контактная перемычка на месте установки реле РЗ; 4 - выключатель звуковых сигналов.
Регулировка и замена звукового сигнала
Чтобы отрегулировать один из сигналов, отключаем другой. Для этого необходимо:
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris267.jpg)
отсоединить наконечник серого с черной полосой провода от вывода отключаемого сигнала.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris268.jpg)
При включенном другом сигнале, отверткой плавно вращая регулировочный винт в ту или иную сторону, добиваемся чистого и громкого звука. В случае, если регулировкой не удается устранить хрипы необходимо заменить звуковой сигнал.
Для замены звукового сигнала необходимо отсоединить «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.
Отсоединяем провода от неисправного звукового сигнала.
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris269.jpg)
Ключом «13» откручиваем гайку
![](/i/vaz/rukovodstvo/elektrooborudovanie/ris270.jpg)
Снимаем сигнал.
Новый сигнал необходимо устанавливать в обратной последовательности. Провода к сигналу подключаем в произвольном порядке.