Освещение, световая и звуковая сигнализация

Определение неисправностей

ПРИЧИНА
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
Не горят отдельные лампы фар и фонарей
Перегорели предохранители
Проверьте, замените предохранители
Перегорели нити ламп
Необходимо заменить лампы
Повреждение проводов, окисление их наконечников или ослабление соединений проводов
Проверьте, замените поврежденные провода, зачистите наконечники
Не работает сигнал торможения
Неисправен выключатель сигнала торможения
Проверьте контрольной лампой, замените неисправный выключатель
Не переключается ближний и дальний свет фар
Окисление контактов переключателя света фар
Нужно заменить трехрычажный переключатель
Неисправно реле дальнего или ближнего света фар
Проверьте и замените реле
Не фиксируются рычаги переключателя указателей поворота и света фар
Выскакивание шарика фиксатора рычага
Замените трехрычажный переключатель
Разрушение гнезд фиксаторов рычага
То же
Указатели поворота не выключаются автоматически после окончания поворота
Заедание механизма возврата рычага указателей поворота
Замените трехрычажный переключатель
Износ или излом выступов поводкового кольца переключателя
То же
Не переключаются рычаги переключателей указателей поворота и света фар
Заедание шариков фиксаторов рычагов
Замените трехрычажный переключатель
Заедание механизма возврата рычага переключателя указателей поворота
То же
Не работает лампа сигнализации поворота
Перегорела нить лампы
Замените лампу
Неисправен реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
Замените реле-прерыватель
Лампа сигнализации поворота мигает с удвоенной частотой при включении указателей поворота*
Перегорела лампа переднего или заднего указателя поворота
Замените лампу
Неисправен реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
Замените реле-прерыватель

* Или горит постоянно (не мигает), если на автомобиле установлен реле-прерыватель 231.3747 аварийной сигнализации и указателей поворота.

На автомобиле ВАЗ-2105 установлены две блок-фары (фара и указатель поворота выполнены в едином корпусе).

В фаре размещены лампа габаритного света и галогенная двухнитевая лампа ближнего и дальнего света. Электрические цепи блок-фары защищены плавкими предохранителями, а напряжение к нитям ламп подается через реле. На части автомобилей ВАЗ-2105 блок-фары были оборудованы гидрокорректором. Он позволяет изменять наклон пучка света фар в зависимости от загрузки автомобиля, чтобы не слепить водителей встречного транспорта.

Схема включения фар и противотуманного света в задних фонарях:
Схема включения фар и противотуманного света в задних фонарях
1 - лампы фар; 2 - монтажный блок; 3 - выключатель зажигания; 4 - переключатель света фар в трехрычажном переключателе; 5 - переключатель наружного освещения; 6 - выключатель противотуманного света в задних фонарях; 7 - лампа сигнализатора противотуманного света; 8 - лампа сигнализатора дальнего света фар; 9 - лампы противотуманного света в задних фонарях; Р5 - реле включения дальнего света фар; Р6 - реле включения ближнего света фар.

Правая и левая блок-фары невзаимозаменяемы.

Регулировка фар

Правильность регулировки фар проверяем по расположению световых полос на экране (смотрите рисунок ниже).

Проверку и регулировку обязательно проводим на ровной горизонтальной площадке. В качестве экрана можно использовать лист фанеры (примерно 1,0 м высотой и 1,7-2,0 м длиной), светлую стену здания, ворота и т. п. Полностью заправленный автомобиль, с домкратом, инструментом и запасным колесом, ставим перпендикулярно экрану (на расстоянии 5 м между фарами и экраном). Проверяем и при необходимости доводим до нормы давление в шинах. Помощник сидит на месте водителя. Чтобы кузов принял нужное положение относительно колес, качнем автомобиль сверху вниз, взявшись за крыло.

Схема регулировки света фар

Схема регулировки света фар

Рисунок. Вид на блок-фару из моторного отсека

1 – винт регулировки пучка света в горизонтальном направлении; 2 – кожух фары; 3 – штепсельная колодка; 4 – установочный винт; 5 – винт регулировки пучка света в вертикальном направлении

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Регулируются фары вращением винтов 1 и 5 (смотрите рисунок "Вид на блок-фару из моторного отсека" ), которые поворачивают оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

2. Начертите на экране (смотрите рисунок "Схема регулировки фар") вертикальные линии: осевую 0 и линии А и В, проходящие через точки Е, соответствующие центрам фар. Эти линии должны быть симметричны относительно осевой линии автомобиля. На высоте n, соответствующей расстоянию центров фар от пола, проведите линию 1 и ниже ее на 75 мм линию 2 центров световых пятен.

3. Установите ручку гидрокорректора фар на панели приборов в положение, соответствующее нагрузке автомобиля одним водителем. В случае, если в автомобиле отсутствует гидрокорректор фар, поверните установочные винты (смотрите рисунок "Вид на блок-фару из моторного отсека" ) вставленные в блок-фары вместо рабочих цилиндров гидрокорректора в крайнее левое положение.

4. Включите ближний свет фар.

5. По очереди, сначала для правой фары (левая закрывается куском картона или темной материи или отключается), а затем для левой (правая закрыта) отрегулируйте винтами 1 и 5 световые пучки фар.

6. У отрегулированных фар верхняя граница световых пятен должна совпадать с линией 2 (смотрите рисунок "Схема регулировки фар"), а точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен – с точками Е.

Замена ламп блок-фары

Поворачиваем крышку блок-фары против часовой стрелки и снимаем ее.

Для того, чтобы заменить лампы головного света, снимаем соединительную колодку с выводов лампы ближнего-дальнего света

выводим усики пружинного фиксатора из пазов

и вынимаем неисправную лампу.

Новую лампу необходимо устанавливать в обратной последовательности. Галогенную лампу нельзя брать руками за стеклянную колбу, чтобы не оставить жирных следов от пальцев. В случае, если это произошло, лампу необходимо тщательно протиреть спиртом. В противном случае возможно потемнение кварцевой колбы лампы при включении.

Для того, чтобы заменить лампы габаритного света вынимаем патрон.

Для того, чтобы заменить лампы указателя поворота поворачиваем патрон против часовой стрелки

и осторожно вынимаем его вместе с неисправной лампой.

Замена блок-фары

случае, если необходимо поменять левую блок-фару, для обеспечения доступа предварительно снимаем бачок стеклоочистителя. В случае замены правой блок-фары снимаем аккумуляторную батарею.

Снимаем рычаг-щетку очистителя фары.

Отсоединяем привод гидрокорректора.

Замена показана на примере левой блок-фары.

Отсоединяем колодку проводов фары

и указателя поворота.

Удерживая гайку ключом или головкой «на 8»

крестообразной отверткой отворачиваем винт.

Очень часто из-за коррозии гайку отвернуть не удается. Для того, чтобы снять фару, не повредив ее, необходимо аккуратно высверлить винт сверлом диаметром 5-6 мм.

Придерживая рукой фару, крестообразной отверткой отворачиваем два оставшихся самореза крепления фары.

Вынимаем блок-фару.

Устанавливать блок-фару необходимо в обратной последовательности. Верхний саморез крепления фары заворачивается в пластинчатую гайку, обязательно убедившись, что она осталась на своем месте.

Замена гидрокорректора фар

Гидрокорректор служит для изменения угла наклона фар в зависимости от загрузки автомобиля. Он состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров, установленных в блок-фарах, и соединительных трубок. Цилиндры и трубки - герметичны и заполнены специальной жидкостью с низкой температурой замерзания. Гидрокорректор является неразборным и ремонту не подлежит. При закисании поршней в цилиндрах, течи из цилиндров или трубок, а также если ход штоков исполнитнльных механизмов (в блок-фарах) отличается от величины 7±0,5 мм, необходимо поменять гидрокорректор.

Для замены гидрокорректора фар необходимо снять щиток приборов. Гидрокорректор можно поменять, не снимая приборы, но при этом придется работать снизу приборной панели, что очень неудобно.

Потянув на себя,осторожно снимаем рукоятку гидрокорректора фар с приборной панели.

Пассатижами или головкой «на 24» отворачиваем гайку крепления главного цилиндра гидрокорректора

и вынимаем его внутрь приборной панели.

Отверткой поджимаем фиксатор рабочего цилиндра гидрокорректора

Повернув его против часовой стрелки, извлекаем его из корпуса фары.

Также снимаем цилиндр гидрокорректора с другой фары.

Сжимая пассатижами усики фиксаторов, выступающие (под крылом) из отверстий брызговика.

снимаем пластмассовые хомуты крепления жгутов электропроводки

Отверткой аккуратно проталкиваем резиновый уплотнитель внутрь салона

и через отверстие вынимаем рабочие цилиндры гидрокорректора в салон под панель приборов.

Новый гидрокорректор монтируем в обратной последовательности.

После установки проверяем регулировку фар (смотрите «Регулировка фар»).

Наружное освещение, лампы сигнала торможении, противотуманного света и света заднего хода

Передние лампы габаритного света расположены в фарах. Задние комбинированные фонари объединяют в себе несколько секций. В наружных секциях размещены лампы габаритного и противотуманного света. Секция света заднего хода - с белым рассеивателем. Лампы сигнала торможения расположены в крайних секциях, ближе к номерному знаку.

Номерной знак автомобиля освещается двумя фонарями, которые расположены в рамке крышки багажника.

Выключатель сигнала торможения, закрепленный на кронштейне педального узла, включает лампы сигнала при нажатии на педаль тормоза. Электрическая цепь сигнала торможения подключена к аккумуляторной батарее автомобиля, минуя выключатель зажигания.

Схема включения наружного освещения
Схема включения наружного освещения
1 - лампы габаритного света в блок-фарах; 2 - подкапотная лампа; 3 - монтажный блок; 4 - выключатель зажигания; 5 - выключатель освещения приборов; 6 - переключатель наружного освещения; 7 - лампа освещения прибора; 8 - лампа сигнализации наружного освещения, расположенная в спидометре; 9 - лампы габаритного света в задних фонарях; 10 - фонари освещения номерного знака.

Выключатель света заднего хода расположен на картере коробки передач с правой стороны. Он работает только при включенном зажигании.

На центральных стойках автомобиля расположены плафоны освещения салона со встроенными в них выключателями. В дверных проемах на стойках установлены дополнительные выключатели. При открывании любой из дверей автомобиля освещение салона включается вне зависимости от положения выключателей в плафонах. Цепи плафонов освещения салона автомобиля постоянно находятся под напряжением.

На передней панели в подкапотном пространстве установлена лампа освещения моторного отсека. Работает она только при включенном наружном освещении и открытом капоте (патрон лампы снабжен выключателем).

Аварийная сигнализация и указатели поворотов

Указатели поворотов включаются подрулевым переключателем. Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворотов) включается выключателем, установленным на рулевой колонке. С 1995 г. в конструкции выключателя изменена схема подключения контрольной лампы и ликвидированы выводы «5» и «6». Реле аварийной сигнализации должно обеспечивать мигание ламп указателей поворота с частотой 90+30 в минуту при температуре окружающего воздуха от -20 до +50° С и напряжении от 10,8 до 15 В. В случае перегорания одной из ламп указателя поворота частота мигания контрольной и оставшихся ламп удваивается.

Схема системы аварийной сигнализации и указателей поворота:
Схема системы аварийной сигнализации и указателей поворота
1 - лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 - боковые указатели поворота; 3 - монтажный блок; 4 - выключатель зажигания; 5 - выключатель аварийной сигнализации; 6 - реле указателей поворота и аварийной сигнализации; 7 - лампы указателей поворота в задних фонарях; 8 - лампа сигнализации указателей поворота, расположенная в комбинации приборов; 9 - переключатель указателей поворота.

Замена ламп в задних фонарях

Изнутри багажника отворачиваем две пластмассовые гайки и снимаем крышку фонаря

Аккуратно сжав два фиксатора

снимаем плату с лампами. Меняем неисправную лампу.

Очень часто неисправность связана не с лампой, а с плохим контактом в колодке или патроне.

Нажав на выступ снизу колодки, отсоединяем ее от платы.

Осматриваем контакты в патроне, колодке и на лампе, при необходимости тщательно очищаем их.

Устанавливать снятые детали необходимо в последовательности, обратной снятию.

Замена задних фонарей

Отвернув два пластмассовых винта, снимаем крышку, отсоединяем соединительную колодку печатной платы заднего фонаря.

Ключом « на 8» отворачиваем четы ре гайки крепления фонаря

и снимаем фонарь.

Устанавливать новый фонарь необходимо в последовательности, обратной снятию, предварительно подложив под нижнюю гайку со стороны разъема платы «массовый» провод

а для правого фонаря дополнительно под верхнюю гайку (со стороны крыла) - «массу» датчика уровня топлива.

Замена лампы бокового указатели поворота

В случае, если на автомобиле установлен подкрылок, необходимо его снять

С внутренней стороны крыла снимаем защитный чехол вместе с патроном указателя поворота и меняем неисправную лампу.

Вставляем патрон в корпус указателя и надеваем защитный чехол.

Замена бокового указателя поворота

Вынимаем патрон

С внутренней стороны крыла головкой «на 7» или отрезком трубы подходящего диаметра сжимаем усики фиксатора корпуса указателя и выталкиваем их в отверстие крыла.

Аналогично выталкиваем второй фиксатор и снимаем указатель.

Осторожно выталкиваем провода наружу через отверстие крыла.

Для замены патрона снимаем его с проводов и подсоединяем к ним
новый.

Вставляем лампу с патроном в корпус указателя.

Совместив фиксаторы с отверстиями, устанавливаем указатель поворота на место.

Замена лампы фонаря освещения номерного знака

Открыв крышку багажника, крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления фонаря.

Вынимаем фонарь и отсоединяем два провода.

Сняв резиновую прокладку, сдвигаем плафон в сторону выступа на корпусе фонаря...

Меняем лампу.

Устанавливать фонарь освещения номерного знака с новой лампой необходимо в последовательности, обратной снятию. Провода питания фонаря можно подсоединить произвольно.

Замена лампы плафона освещении салона

Поддев снизу отверткой

вынимаем плафон освещения салона

и заменяем лампу

Устанавливаем плафон, надавливая на его верхнюю часть до срабатывания пружинной защелки.

Подрулевые переключатели

На автомобиле ВАЗ-2105 применен трехрычажный подрулевой переключатель, установленный на рулевой колонке. Переключатели указателя поворотов, света фар и режима работы очистителя и омывателя фар имеют общий корпус.

Замена подрулевых переключателей и выключателя аварийной сигнализации

Поддев отверткой, снимаем декоративную накладку.

Головкой «на 24» откручиваем гайку крепления рулевого колеса, оставив ее на валу заподлицо

ударами ладоней по ободу сбиваем рулевое колесо со шлицев вала.

В случае, если таким способом снять рулевое колесо не удается, необходимо поджав коленями обод, сбивать его, нанося удары по валу через оправку из мягкого металла.

Окончательно отворачиваем гайку и снимаем рулевое колесо.

Крестообразной отверткой откручиваем четыре винта, стягивающие с двух сторон половинки кожуха рулевой колонки

и один саморез, фиксирующий нижнюю половину на колонке

Снимаем нижнюю накладку, разрезав пластмассовый хомут крепления к ней жгута проводов.

Снимая верхнюю половину кожуханужно быть внимательным. Не потеряйте резиновое кольцо с выключателя зажигания.

Для того, чтобы заменить выключатель аварийной сигнализации снимаем его с соединительной колодки и устанавливаем новый.

Снимаем приборную панель.

Внутри приборной панели разъединяем соединительные колодки жгута подвода напряжения к подрулевым переключателям:

восьмиразъемную

шести- и двухразъемную

Вынимаем их снизу приборной панели.

Головкой «на 8» ослабляем болт хомута крепления подрулевых переключателей

и снимаем их вместе со жгутами проводов с рулевой колонки, сдвинув вдоль оси вверх

Устанавливать новые подрулевые переключатели необходимо в последовательности, обратной снятию.

ВНИМАНИЕ! Укладывая жгуты проводов в нижний кожух, обязательно закрепляем их пластмассовым хомутом и убеждаемся, что они не касаются карданного шарнира рулевого вала.

Звуковые сигналы

Звуковые сигналы включаются центральной кнопкой рулевого колеса автомобиля. Контактное кольцо выключателя закреплено на рулевом колесе, а подпружиненный контакт закреплен на корпусе подрулевых переключателей.

В настоящее время применяюся звуковые сигналы 20.3721-01. Они имеют винт для регулировки сигнала и встроенное реле (выводы монтажного блока под реле звукового сигнала закорочены перемычкой).

Сигналы являются неразборными. В случае выхода их из строя необходимо заменить на нове.

Схема включения звуковых сигналов

Рисунок. Схема включения звуковых сигналов

1 - звуковые сигналы; 2 - монтажный блок; 3 - контактная перемычка на месте установки реле РЗ; 4 - выключатель звуковых сигналов.

Регулировка и замена звукового сигнала

Чтобы отрегулировать один из сигналов, отключаем другой. Для этого необходимо:

отсоединить наконечник серого с черной полосой провода от вывода отключаемого сигнала.

При включенном другом сигнале, отверткой плавно вращая регулировочный винт в ту или иную сторону, добиваемся чистого и громкого звука. В случае, если регулировкой не удается устранить хрипы необходимо заменить звуковой сигнал.

Для замены звукового сигнала необходимо отсоединить «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.

Отсоединяем провода от неисправного звукового сигнала.

Ключом «13» откручиваем гайку

Снимаем сигнал.

Новый сигнал необходимо устанавливать в обратной последовательности. Провода к сигналу подключаем в произвольном порядке.