СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ


Астановите автомобиль на подъемник или используйте смотровую кканаву или яму. Установите башмаки под передние колеса и вывесьте задний мост с одной или двух сторон.

Для удобства снимите капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования, установленных на двигателе автомобиля. Снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу.

Из радиатора слейте жидкость. Слейте жидкость из блока цилиндров и отопителя, для чего отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и в нижней части радиатора, верхний рычажок управления отопителем сдвиньте вправо (им открывается кран отопителя) и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не сорвать грани пробки.


Снимите кожух вентилятора. Отсоедините шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости от двигателя и снимите радиатор вместе с термостатом и шлангами.

Снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги, сняв крышку и фильтрующий элемент. Закройте карбюратор технологической заглушкой.

Отверните гайки крепления приемной трубы глушителей и выпускного коллектора.

Снимите коробку передач, действуя, как описано в статье «Коробка передач».

Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки карбюратора от двигателя и трос управления воздушной заслонкой.

Отсоедините от двигателя шланг подвода топлива и шланги, идущие к отопителю.

Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны - за отверстие крепления кожуха сцепления.

Слегка натяните цепь тали, отверните гайки крепления подушек 9 передней подвески двигателя к поперечине передней подвески и поднимите двигатель из отсека.

Снимите теплоизоляционный щиток стартера, стартер и заборник горячего воздуха вместе с подводящим шлангом. Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя.

Отверните болты крепления сцепления и снимите его.

Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделяйте соединению двигателя с коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.


РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Очистите и вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.

Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.

Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.


Подвеска двигателя


Рис. Подвеска двигателя:
1 - кожух опоры; 2 - опора передней подвески двигателя; 3 - фланец блока цилиндров; 4 - кронштейн; 5 - промежуточная пластина; 6 - изолирующее пластмассовое кольцо; 7 - пружина опоры; 8 - буфер; 9 - подушка опоры; 10 - шайба; 11 -опора задней подвески двигателя; 12 - дистанционная втулка; 13 - поперечина задней подвески двигателя


Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.

Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от него и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.

Снимите выпускной патрубок охлаждающей жидкости с головки цилиндров и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

Приспособлением А.6О312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой.


Рисунок Снятие масляного фильтра приспоблением А.60312


Рис. Снятие масляного фильтра приспоблением А.60312


Выверните датчик лампы контроля давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.

Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором A .60330/ R (см. рис. ) и отвернув ключом А.50121 гайку.

Снимите защитные крышки 1, 10 и 11 (рис.) ременного привода распределительного вала. Ослабьте болты крепления шкивов распределительного вала и валика привода масляного насоса. Снимите пружину 3 кронштейна натяжного ролика. Отверните болты и снимите кронштейн с натяжным роликом. Снимите ремень привода распределительного вала.

Снимите шкив 9 плоскозубчатого ремня с коленчатого вала. Отверните болты и снимите шкивы сраспределительного вала и валика привода масляного насоса.


Разборка передней части двигателя


Рис. Разборка передней части двигателя:
1 - верхняя защитная крышка; 2 - натяжной ролик; 3 - натяжная пружина; 4 - ремень привода распределительного вала; 5 - крышка привода распредительного вала; 6 - валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 7 - упорный фланец; 8 - шкив валика привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 - зубчатый шкив коленчатого вала; 10 - средняя защитная крышка; 11 -нижняя защитная крышка; 12 - шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 13 - гайка


Снимите крышку 5 приводараспределительного вала. Снимите упорный фланец 7 валика привода масляного насоса и выньте валик 6 из блока цилиндров.

Снимите крышку 1 (рис. ) головки цилиндров. Ослабьте гайки крепления держателя 6 сальника распределительного вала и снимите корпус подшипников распределительного вала. Отверните гайки и снимите держатель сальника и упорный фланец 4 распределительного вала.

Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.


Снятие головки цилиндров


Рис. Снятие головки цилиндров:
1 - крышка головки цилиндров; 2 - прокладка; 3 - корпус подшипников распределительного вала; 4 - упорный фланец; 5 -распределительный вал; 6 - держатель сальника распределительного вала; 7 - шкив распределительного вала; 8 - головка цилиндров; 9 - прокладка головки цилиндров


Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.

Примечание. Вынимая поршни, пометьте поршень, шатун и его крышку, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

Установите фиксатор 5, отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала. Снимите переднюю крышку 6 картера сцепления

Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.


Снятие маховика


Рис. Снятие маховика:
1 - ключ; 2 - маховик; 3 - болт крепления маховика; 4 - шайба; 5 - фиксатор А.60330/Р для удержания маховика от проворачивания; о - передняя крышка картера сцепления


Выпрессовывание подшипника вала коробки передач из колечатого вала выталкивателем А.40006


Рис. Выпрессовывание подшипника вала коробки передач из колечатого вала выталкивателем А.40006


Снимите держатель заднего сальника коленчатого вала.

Отвените болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.