Передняя подвеска

Особенности устройства

Передняя подвеска
Рисунок 1. Передняя подвеска
1 - подшипники ступицы переднего колеса; 2 - колпак ступицы; 3 - регулировочная гайка; 4 - шайба; 5 - цапфа поворотного кулака; 6 - ступица колеса; 7 - сальник; 8 - тормозной диск; 9 - шаровой палец верхней опоры; 10 - поворотный кулак; 11 - защитный чехол шарового пальца; 12 - подшипник верхней опоры; 13 - верхний рычаг подвески; 14 - корпус подшипника верхней опоры; 15 - буфер хода сжатия; 16 - кронштейн буфера хода сжатия; 17 - опорный стакан амортизатора; 18 - подушки крепления амортизатора; 19 - шайба подушки; 20 - изолирующая прокладка пружины подвески; 21 - верхняя опорная чашка пружины подвески; 22 - ось верхнего рычага подвески; 23 - внутренняя втулка шарнира; 24 - наружная втулка шарнира; 25 - резиновая втулка шарнира; 26 - опорная шайба; 27 - регулировочные шайбы; 28 - дистанционная шайба; 29 - кронштейн крепления поперечины к лонжерону кузова; 30 - поперечина передней подвески; 31 - кронштейн крепления штанги стабилизатора; 32 - подушка штанги стабилизатора; 33 - штанга стабилизатора; 34 - лонжерон кузова; 35 - ось нижнего рычага; 36 - нижний рычаг подвески; 37 - болты крепления оси нижнего рычага; 38 - пружина подвески; 39 - обойма крепления штанги стабилизатора; 40 - амортизатор; 41 - болт крепления амортизатора; 42 - гайка крепления кронштейна амортизатора к рычагу подвески; 43 - кронштейн крепления амортизатора к нижнему рычагу подвески; 44 - нижняя опорная чашка пружины подвески; 45 - обойма вкладыша нижней опоры; 46 - корпус подшипника нижней опоры; 47 - вкладыш обоймы шарового пальца; 48 - подшипник нижней опоры; 49 - шаровой палец; 50 - ограничитель поворота передних колес

Передняя подвеска атомобиля (рисунок 1) независимая, на двух поперечных рычагах с каждой стороны, с витыми цилиндрическими пружинами, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.

Верхний 13 и нижний 36 рычаги подвески соединены с поворотным кулаком 10 шаровыми шарнирами. Верхний шаровой шарнир 14 закреплен тремя болтами к верхнему рычагу подвески автомобиля. В корпусе шарнира расположен подшипник 12, основа которого смола, а поверхность трения - тефлоновая ткань, плотно облегающая сферическую поверхность пальца 9. Детали шарнира защищены от загрязнения армированным чехлом 11. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного кулака и крепится самоконтрящейся гайкой.

Нижний шаровой шарнир 45 соединен с поворотным кулаком и рычагом подвески также как и верхним шарниром. В корпусе 46 шарнира находится палец 49 с полусферической головкой. На стержень пальца надет металлокерамический подшипник 48 с полусферической поверхностью. В нижнюю часть корпуса вставлен с натягом вкладыш 47, изготовленный из маслостойкой резины. На поверхность вкладыша, контактирующей с полусферой пальца 49, нанесен пластмассовый слой (смесь нейлона с сульфидом молибдена). В нижней части корпуса шарнира имеется отверстие, через которое к шарниру поступает смазка. Оно закрывается пробкой.

Верхний рычаг 13 подвески соединяется осью 22 со стойкой передка кузова, а нижний рычаг 36 при помощи оси 35 закреплен болтами 37 к поперечине 30 подвески, которая крепится кронштейнами 29 к лонжеронам. Между поперечиной и осью нижнего рычага установлены дистанционные 28 и регулировочные 27 шайбы. Изменением количества шайб 27 регулируют продольный угол наклона оси поворота и угол развала передних колес. Оба рычага подвески соединяются с осями через резинометаллические шарниры, обеспечивающие беззазорное соединение этих деталей. Такой шарнир включает в себе резиновую втулку 25, наружную 24 и внутреннюю 23 металлическую втулки. Между гайкой и шарниром устанавливается упорная шайба 26.

Пружина 38 своим верхним концом упирается через опорную чашку 21 с резиновой прокладкой 20 на стойку передка кузова. Нижний конец пружины опирается в опорную чашку 44 нижнего рычага. По длине под нагрузкой 435 кгс пружины передней подвески сортируются на группы "А" и "Б". Пружины группы "А" маркируются желтой краской по внешней стороне витков, а пружины группы "Б" - зеленой краской. Ход переднего колеса вверх ограничивается упором верхнего рычага 13 в резиновый буфер 15, установленный в кронштейне 16.

Боковой крен кузова при повороте автомобиля уменьшается стабилизатором поперечной устойчивости, выполненным в виде штанги 33 из пружинной стали. Концы штанги закреплены к кронштейнам нижних рычагов подвески обоймами 39 через резиновые подушки 32. Сама штанга крепится к лонжеронам 34 двумя кронштейнами 31, в отверстиях которых расположены резиновые втулки. К нижним рычагам подвески крепятся амортизаторы 40. Шток амортизатора проходит через отверстие опорного стакана 17 и крепится гайкой. Между стаканом и кожухом амортизатора, а также между опорной шайбой 19 и стаканом установлены резиновые подушки 18. К нижнему рычагу амортизатор крепится посредством кронштейна 43 и гаек 42 и болтов 41.

Определение состояния деталей передней подвески

При проведении каждого технического обслуживания, а также при проведении ремонтных работ, необходимо тщательно проверять состояние защитных чехлов шаровых шарниров подвески, обращая особое внимание на отсутствие механических повреждений чехлов. Выясните, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или кузов, деформаций оси нижнего рычага или поперечины подвески, а также внимательно проверьте зазор в верхнем шаровом шарнире и состояние нижнего шарового шарнира.

Деформация оси нижнего рычага определяется осмотром.

Деформация поперечины передней подвески проверяется в следующем порядке:

- открутите гайки крепления осей нижних рычагов так, чтобы в полученный зазор между дистанционной шайбой 28 (рисунок 1) и привалочной поверхностью поперечины, поместилась ножка штангенциркуля вплотную к стержню переднего болта;

- замерьте длину поперечины между плоскостями установки осей нижних рычагов (левого и правого) в зоне передних болтов. Расстояние должно быть 611±1 мм.

Если поперечина имеет деформацию, такую, что углы установки колес не поддаются регулировке, обязательно следует заменить поперечину.

Проверка состояния резинометаллического шарнира рычага передней подвески
Рисунок 2. Проверка состояния резинометаллического шарнира рычага передней подвески
1 - резиновая втулка шарнира; 2 - наружная втулка шарнира; 3 - гайка крепления оси рычага подвески; 4 - ось рычага; 5 - упорная шайба шарнира; 6 - внутренняя втулка шарнира

Состояние резинометаллических шарниров проверяется в следующем порядке:

- убедитесь в отсутствии деформации рычагов подвески, оси нижнего рычага, поперечины подвески;

- вывесьте передние колеса автомобиля;

- замерьте радиальное смещение "А" (рисунок 2) наружной втулки 2 относительно внутренней втулки 6 и расстояние "В" между наружной шайбой 5 и внешним торцом наружной втулки 2.

Резинометаллические шарниры подлежат замене:

- при разрывах и одностороннем "выпучивании" резины;

- если радиальное смещение "А" превышает 2,5 мм;

- если размер "В" не укладывается в пределы 3-7,5 мм для нижнего рычага, 1,5-5 мм - для верхнего рычага.

В случае, если размер "В" выходит за указанные пределы, проверьте правильность запрессовки резинометаллического шарнира в гнездо рычага.

Зазор в верхних шаровых шарнирах проверяйте с помощью приспособления 02.8701.9500 в следующем порядке:

- установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием, осторожно поднимите правую переднюю часть автомобиля и снимите колесо;

- подставьте под нижний шаровой шарнир деревянную колодку 10 (рисунок 4-3) высотой 190 мм и осторожно опустите на нее автомобиль;

- установите втулку 9 на гайку ближайшего к кожуху болта крепления верхнего шарнира, наденьте на втулку основание 8 и слегка закрепите его винтом 4;

- передвигая приспособление, установите рычажок 3 в вертикальное положение так, чтобы его нижний конец упирался в защитный кожух 2 тормоза, и затяните винт 4;

- установите в стойку основания 8 индикатор 7 до упора его ножки в рычажок 3 с натягом 2-3 мм и затяните болт 6;

- прикрепите кронштейн 16 к ступице 15 двумя болтами крепления колеса, наденьте динамометрический ключ 1 на шестигранную головку оси кронштейна 16 и моментом 196 Н·м (20 кгс·м) поверните ключ к автомобилю и от него, оба показания индикатора суммируйте;

- суммарные показания индикатора не должны превышать 0,8 мм;

- повторите операции для подвески левого переднего колеса.

Замер зазора в верхнем шаровом шарнире приспособлением 02.8701.9500 (тормоз условно не показан)
Рисунок 3. Замер зазора в верхнем шаровом шарнире приспособлением 02.8701.9500 (тормоз условно не показан)
1 - динамометрический ключ; 2 - защитный кожух тормоза; 3 - рычажок; 4 - винт; 5 - удлинитель индикатора; 6 - болт; 7 - индикатор; 8 - основание; 9 - втулка; 10 - колодка; 11 - ось; 12 - пружина; 13 - шайба; 14 - шплинт; 15 - ступица колеса; 16 - кронштейн

Схема проверки нижних шаровых шарниров
Рисунок 4. Схема проверки нижних шаровых шарниров
1 - ступица колеса; 2 - нижний рычаг; 3 - нижний шаровой шарнир; 4 - штангенциркуль; 5 - деревянная колодка

Состояние нижних шаровых шарниров проверяется в следующем порядке:

- установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием и, подняв правую переднюю часть автомобиля, снимите колесо;

- поставьте под ступицу 1 (рисунок 4) деревянную колодку 5 высотой 280 мм и опустите на нее автомобиль, очистите нижнюю часть шарнира от пыли и грязи и выверните коническую пробку;

- замерьте глубиномером штангенциркуля 4 расстояние h, как показано на схеме;

- повторите операции для подвески левого переднего колеса.

Если h больше или равно 11,3 мм, то шарнир снимите с автомобиля и тщательно осмотрите. На корпусе шарнира не должно быть трещин и других дефектов, а в смазке не должно быть грязи и ингородных включений. При обнаружении грязи в смазке, трещин на корпусе шарнира, а также при h больше или равно11,8 мм - шарнир необходимо заменить.

Состояние элементов передка кузова проверьте, как указано в разделе "Кузов".

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Проверка и регулировка углов передних колес выполняется на специальных стендах в соответствии с инструкцией на стенд.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Проверка углов установки колес обязательна, если производилась замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.

У нового автомобиля углы установки колес имеют следующие значения:

- развал - 0°30' +40'-30'

- продольный угол наклона оси поворота - 4+1°-1°30'

- схождение - 1-7 мм.

После проведения первого технического обслуживания (через 1500-2000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть:

- развал 0°30'±20' (0°5'±20')*

- продольный угол наклона оси поворота 4°±30'(3°30'±30')*

- схождение 2-4 мм (3?5 мм)*

Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30'.

Перед регулировкой углов установки колес необходимо проверить:

- давление воздуха в шинах;

- осевой зазор в подшипниках передних колес;

- исправность амортизаторов (отсутствие заклинивания штоков);

- осевое и радиальное биение шин;

- зазор в верхних шаровых шарнирах подвески;

- свободный ход рулевого колеса. Обнаруженные неисправности устраните и произведите необходимые регулировки.

Контроль и регулировку углов установки колес можно проводить как на груженом автомобиле, так и на ненагруженном, однако контроль углов на груженом автомобиле дает более точные результаты. Поэтому в ответственных случаях рекомендуется проводить контроль и установку углов на автомобиле под статической нагрузкой 3136 Н (320 кгс), что соответствует весу четырех человек и грузу 40 кг в багажнике.

Автомобиль нагружается или специальными грузами, прикладываемыми к стендам или балластом (280 кг), размещенным на подушках сидений и в багажнике (40 кг). Недостача горючего компенсируется грузом, располагаемым на правой стороне площади багажника. Передние сидения должны находиться в среднем положении их продольного хода. Груз в багажнике размещается равномерно по площади.

После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов "прожмите" подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие в 392-490 Н (40-50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом - на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.

Очередность проверки и регулировки углов установки колес следующая:

- угол продольного наклона оси поворота,

- угол развала,

- схождение.

Угол продольного наклона оси поворота

В случае, когда при проверке величина угла не соответствует данным, приведенным выше, необходимо изменить количество регулировочных шайб 27 (рисунок 4-1), установленных между осью нижнего рычага и поперечиной (смотрите таблицу 1).

Для проведения регулировки угла продольного наклона оси поворота: ослабьте гайки крепления оси рычага к поперечине и измените количество регулировочных шайб под болтами для получения правильного угла продольного наклона оси поворота колес, руководствуясь таблицей 1.

Затяните гайки динамометрическим ключом и проверьте продольный угол наклона оси поворота.

Примечание. При регулировке углов установки передних колес допускается применение П-образных регулировочных прокладок, которые должны быть установлены прорезью вниз.

* В скобках даны значения углов без нагрузки, без скобок - с нагрузкой.

Таблица

Изменение угла развала и продольного наклона оси поворота при изменении количества шайб в пакетах

Количество шайб, добавленных в пакет или изъятых из него

Развал колеса

Правильный угол наклона оси поворота колеса

передний болт

задний болт

толщина шайб, мм

0,5

0,8

0,5

0,8

+ 1

+1

- (7 ' -9 ' )

-(

- 1

-1

+ (7 ' -9 ' )

+(

+ 1

0

0

- 1

0

0

0

+1

- (7 ' -9 ' )

-(

0

-1

+ (7 ' -9 ' )

+(

1-'

+1

- (7 ' -9 ' )

-(

2

+ 1

-1

+ (7 ' -9 ' )

+(

2

Угол развала передних колес

В случае, если угол развала отличается от нормы, необходимо отрегулировать его, изменив количество регулировочных шайб 27 (рисунок 1), установленных между осью рычага и поперечиной, руководствуясь таблицей 1.

Для увеличения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для уменьшения - добавьте шайбы.

Схождение передних колес

В случае, если величина схождения отличается от нормы, ослабьте стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7853.9504 поверните обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях. Таким образом муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг.

После выполнения регулировок, установите стяжные хомутики прорезью горизонтально с отклонением вверх или вниз не более 60° и в таком положении затяните их. При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.

Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы переднего колеса

Для проведения проверки зазора осторожно поднимите переднюю часть автомобиля, обоприте ее на подставку и снимите передние колеса. Под болт крепления колеса установите приспособление 02.7834.9505 (рисунок 5).

Проверка осевого зазора подшипников ступицы переднего колеса приспособлением 02.7834.9505
Рисунок 5. Проверка осевого зазора подшипников ступицы переднего колеса приспособлением 02.7834.9505
1 - индикатор; 2 - болт; 3 - кронштейн; 4 - ступица колеса

Уприте ножку индикатора в торец оси поворотного кулака при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу вдоль оси поворотного кулака, замерьте величину перемещения (зазора) по индикатору. В случае, если зазор больше 0,15 мм, необходимо отрегулировать его в следующем порядке:

- открутите регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака;

- установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 19,6 Н·м (2 кгс·м), одновременно поворачивая ступицу обоих направлениях два-три раза для самоустановки роликов подшипников;

- ослабьте регулировочную гайку и снова затяните ее моментом 6,8 Н·м (0,7 кгс·м);

- на шайбе сделайте метку "В" (рисунок 6), затем отпустите на 20-25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки "В";

- застопорите гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце цапфы поворотного кулака.

Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса
Рисунок 6. Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса
А - кромка гайки; В - метка на шайбе

После проведения регулировки, зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,02-0,08 мм. При проведении регулировки зазора следует учитывать то, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе - левое.

Замена смазки в подшипниках ступиц передних колес

Снятие колпака ступицы колеса съемником 67.7801.9514
Рисунок 7. Снятие колпака ступицы колеса съемником 67.7801.9514

Для замены смазки:

- снимите декоративные колпаки и ослабьте болты крепления колес;

- соблюдая осторожность, поднимите переднюю часть автомобиля и снимите колеса;

- отогнув лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта тормоза;

- снимите суппорт и отведите его в сторону, не отсоединяя шланг подвода жидкости, чтобы в систему гидропривода тормозов не попали воздух и грязь;

- суппорт не должен висеть на трубопроводах;

- съемником 67.7801.9514 (рисунок 7) снимите колпак ступицы переднего колеса, открутите регулировочную гайку и снимите шайбу;

- съемником А.40005/1/9В спрессуйте ступицу в сборе с тормозным диском, подшипниками и сальником; снимите ступицу с поворотного кулака;

- выпрессовав сальник ступицы, снимите дистанционное кольцо и внутреннее кольцо внутреннего подшипника с роликами в сборе;

- тщательно промойте внутреннюю полость ступицы и подшипники;

- перед установкой сепараторы подшипников обязательно заполните смазкой ЛИТОЛ-24. Пространство между наружными кольцами подшипников по внутренней поверхности ступицы равномерно заполните этой же смазкой в количестве 40 г. В колпак ступицы, перед его установкой, заложите 25 г смазки;

- установите внутреннее кольцо внутреннего подшипника с роликами в сборе и дистанционное кольцо в ступицу;

- запрессуйте в ступицу новый сальник, используя оправку 67.7853.9525;

- осторожно, чтобы не повредить сальник, установите ступицу в сборе с тормозным диском на поворотный кулак, затем внутреннее кольцо наружного подшипника, шайбу и заверните новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку;

- отрегулируйте зазор в подшипниках ступицы, как описано выше.

Балансировка колес

Балансируют колеса на специальных стендах согласно правилам, описанным в инструкциях, прилагаемых к стендам. После балансировки предельно допустимый дисбаланс колеса в сборе с шиной 25,4 Н·мм (2600 г мм). Эта величина дисбаланса соответствует массе грузика около 15 г. Дисбаланс колеса устраняется на ободе специальными пружинками. Не рекомендуется превышать массу грузиков в каждой плоскости балансирования более чем 80 г.

Снятие и установка передней подвески

Соблюдая осторожность установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву; удерживая ключом А.57070 конец штока за лыски, отсоедините верхний конец амортизатора и снимите колеса.

Разогнув стопорные пластины, открутите болты крепления суппорта к кронштейну. Отведите суппорт в сторону и закрепите его так, чтобы он не висел на шлангах. Снимите амортизаторы с кронштейнами.

Отсоедините концы штанги стабилизатора поперечной устойчивости от нижних рычагов подвески.

Съемником 67.7801.9513 выпрессуйте пальцы из отверстий рычагов и отведите рулевые тяги в сторону.

Вставьте винт 2 (рисунок 8) приспособления 67.7828.9504 в отверстие верхней опоры пружины подвески, затем снизу наденьте на виток пружины 1 и на винт 2 опорную тарелку 3 и закрепите ее на пружине зажимом. Снизу на винт наверните гайку так, чтобы фиксатор гайки зашел в гнездо тарелки 3. Вращая ключом винт 2, сожмите пружину подвески до полной разгрузки рычагов подвески.

Сжатие пружины приспособлением 67.7828.9504
Рисунок 8. Сжатие пружины приспособлением 67.7828.9504
1 - пружина подвески; 2 - винт приспособления; 3 - опорная тарелка

1-тарелка

Выньте ось верхнего рычага и отсоедините его от кузова автомобиля. Отсоедините ось нижнего рычага от поперечины и снимите узел подвески с автомобиля.

Снимите пружину, плавно разгрузив ее, уберите приспособление и повторите операции для другого узла подвески.

Примечание. Снимая узлы подвески, обязательно необходимо отметить количество и расположение регулировочных шайб между осью нижнего рычага и поперечиной, а также количество и расположение регулировочных пластин между поперечиной и лонжеронами кузова, чтобы при установке узлов поставить эти шайбы и пластины на прежнее место.

Снимите брызговик двигателя и штангу стабилизатора.

Установка траверсы А.70526 для поддержания двигателя при снятии поперечины передней подвески
Рисунок 9. Установка траверсы А.70526 для поддержания двигателя при снятии поперечины передней подвески

Поддерживая двигатель траверсой А.70526 (рисунок 9) или талью, снимите поперечину.

Установите узлы и детали подвески в порядке, обратном снятию. Пружины на задней и передней подвесках устанавливайте одной и той же группы (группа "А" маркируется желтой краской, а пружины группы "В" - зеленой краской). В исключительных случаях допускается установка на передней подвеске пружин группы "А", а на задней - пружин группы "В". На передней подвеске должны устанавливаться пружины только с желтой маркировкой на наружной поверхности витков.

Для предупреждения неправильного распределения усилий в резинометаллических шарнирах, затягивание гаек и осей рычагов необходимо производить в следующем порядке:

- установите автомобиль на ровной площадке и поставьте колеса параллельно продольной оси автомобиля;

- нагрузите автомобиль нагрузкой 3136 Н (320 кгс);

- в этих условиях динамометрическим ключом затяните гайки крепления осей верхнего, а затем нижнего рычагов и гайки клепления оси нижнего рычага к поперечине.

Проверьте и отрегулируйте углы установки и схождения колес.

Разборка и сборка узлов подвески

Разборка. Если при ремонте подвески необходима полная разборка ее узлов, то это удобнее начать непосредственно на автомобиле, перед тем, как сжимать пружину подвески. Для чего:

- отогните лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта и, отведя его в сторону, закрепите суппорт так, чтобы он не висел на шлангах;

- съемником 67.7801.9514 (рисунок 7) снимите колпак ступицы переднего колеса;

- открутите регулировочную гайку подшипников ступицы, снимите шайбу и съемником А.40005/1/9В (рисунок 10) снимите ступицу в сборе с подшипниками, сальником и тормозным диском.

Снятие ступицы переднего колеса съемником А.40005/1/9В
Рисунок 10. Снятие ступицы переднего колеса съемником А.40005/1/9В
1 - ступица колеса; 2 - съемник

Дальнейшую разборку узла проводят после снятия с автомобиля узла подвески, закрепив его на верстаке и действуя в следующем порядке:

- отвинтите все гайки 1 (рисунок 11), снимите стопорные пластины и рычаг поворотного кулака. При этом освобождается кронштейн 2 крепления суппорта и защитный кожух 3 тормозного диска;

- отвинтите гайку крепления пальца верхнего шарнира, установите съемник 67.7801.9513 (рисунок 12) между пальцами шаровых шарниров и, завертывая болт съемника, выпрессуйте палец верхнего шарнира из поворотного кулака;

- отвинтите гайку крепления пальца нижнего шарнира и установите между пальцем шарнира и упором 2 съемник67.7801.9513 (рисунок 13) или А.47042 с распорной втулкой; завертывая винт съемника, выпрессуйте палец и снимите нижний рычаг с кулака.

Узел подвески левого колеса, закрепленный на верстаке для разборки
Рисунок 11. Узел подвески левого колеса, закрепленный на верстаке для разборки
1 - гайки крепления рычага поворотного кулака, кронштейна крепления суппорта и защитного кожуха к поворотному кулаку; 2 - кронштейн крепления суппорта; 3 - защитный кожух тормозного диска

Отсоединение верхнего рычага
Рисунок 12. Отсоединение верхнего рычага 1 - поворотный кулак; 2 - палец шарового шарнира; 3 - приспособление 67.7801.9513; 4 - болт

Сборка узлов передней подвески проводится в последовательности, обратной разборке. При этом:

- подшипники ступиц передних колес обязательно смажьте смазкой ЛИТОЛ-24, как указано в разделе "Замена смазки в подшипниках ступиц передних колес";

- перед сборкой шаровых шарниров рычагов подвески заложите в защитные чехлы смазку ШРБ-4 или ЛИТОЛ-24 в количестве, равном 1/3 объема чехла в свободном состоянии;

- гайки и болты крепления узлов и деталей подвески затягивайте моментами, указанными в приложении 1;

- после сборки подвески и установки ее на автомобиль следует "обмять" элементы подвески, совершив 15-20 км пробег, после которого обязательно проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.

Отсоединение нижнего рычага
рисунок 13. Отсоединение нижнего рычага: 1 - поворотный кулак; 2 - упор; 3 - приспособление 67.7801.9513; 4 - болт; 5 - палец шарового шарнира

Проверка технического состояния и ремонт

Рычаги подвески

Деформация верхних и нижних рычагов определяется на приспособлении А.95716.

Нижний рычаг устанавливайте так, чтобы оправка 1 (рисунок 14) для центровки сочленялась с конусом пальца шарового шарнира рычага, а установочные пальцы приспособления обязательно входили в отверстия 3 оси рычага.

Проверка левого нижнего рычага: 1 - оправка для центровки шарового шарнира
Рисунок 14. Проверка левого нижнего рычага: 1 - оправка для центровки шарового шарнира
2 - нижний рычаг; 3 - отверстие для установочных пальцев приспособления А.95716; 4 - приспособление А.95716 для проверки рычагов

Оправка для центровки должна входить соответственно в правое или центральное отверстие приспособления в зависимости от того, какой рычаг проверяется, правый или левый.

Признаком деформации рычага является невозможность введения без усилия пальцев приспособления в отверстия 3 оси рычага, а также плохое сочленение оправки 1 с конусом пальца шарового шарнира.

Верхний рычаг устанавливайте на приспособление (рисунок 15) в перевернутом положении так, чтобы оправка для центровки 2 точно совпадала с хвостовиком пальца шарового шарнира 1, а палец 4 проходил в отверстия резинометаллических шари-ров рычага.

Величина деформации рычага определяется по трудности ввода пальца 4 в отверстия шарниров рычагов и по плохому сочленению конического гнезда оправки 2 с конической поверхностью пальца шарового шарнира 1. Палец 4 должен входить в отверстия шарниров без особого усилия.

При небольшой деформации рычаги правят, а при большой обязательно заменяют.

Проверка левого верхнего рычага
Рисунок 15. Проверка левого верхнего рычага
1 - шаровой шарнир; 2 - оправка для центровки шарового шарнира; 3 - верхний рычаг; 4 - палец для центровки шарниров; 5 - приспособление А.95716

Шаровые шарниры

Убедитесь в сохранности грязезащитных чехлов шаровых шарниров. Разрывы, трещины, отслоения резины от металлической арматуры, следы утечки смазки идругие дефекты - недопустимы.

Проверьте, нет ли износа рабочих поверхностей шаровых шарниров, поворачивая вручную шаровой палец. Свободный ход пальца или его заедание недопустимы.

Более точная проверка состояния верхнего шарового шарнира по величине радиального и осевого зазора проводится на приспособлении 02.8701.9502. Для этого необходимо установить шаровой шарнир 1 (рисунок 16А) в гнездо приспособления и зажать его винтом. Установить в кронштейн приспособления индикатор 2 так, чтобы его ножка упиралась в боковую поверхность корпуса шарнира, а стрелка индикатора стояла на нуле.

Установите динамометрический ключ 3 в верхнее гнездо приспособления и, приложив к нему момент 196 Н·м (20 кгс·м) в обе стороны, определите по индикатору 2 суммарный радиальный зазор в шаровом шарнире. В случае, если он превышает 0,7 мм - шарнир необходимо заменить новым. Аналогично проверяется осевой зазор в шаровом шарнире, предварительно изменив его крепление в приспособлении, как указано на рисунок 16В. Осевой зазор в шаровом шарнире допускается не более 0,7 мм.

Проверка верхнего шарового шарнира на приспособлении 02.8701.9502
Рисунок 16. Проверка верхнего шарового шарнира на приспособлении 02.8701.9502
1 - шаровой шарнир; 2 - индикатор; 3 - динамометрический ключ; 4 - приспособление 02.8701.9502; А - схема проверки радиального зазора; В - схема проверки осевого зазора

Резинометаллические шарниры

Признаки, при которых нужно заменять резинометаллические шарниры описаны в главе "Определение состояния деталей передней подвески". Порядок замены следующий:

Выпрессовка шарниров нижнего рычага
Рисунок 17. Выпрессовка шарниров нижнего рычага
1 - ось рычага; 2 - шарнир рычага; 3 - оправка

Запрессовка шарниров нижнего рычага
Рисунок 18. Запрессовка шарниров нижнего рычага
1 - ось рычага; 2 - приспособление А.74177/2; 3 - приспособление А.74177/1

Нижний рычаг установите на оправку 3 (рисунок 17) и пуансоном пресса нажмите на ось 1 рычага до момента выпрессовки шарнира 2 из отверстия. Для выпрессовки второго шарнира переверните рычаг и повторите туже операцию.

Запрессовка шарниров нижних рычагов выполняется с помощью распорной втулки А.74177/2 (рисунок 18), зажатой в тисках, и приспособления А.74177/1. Рычаг с осью установите на приспособление 2, наденьте на ось шарнир и запрессуйте его в гнездо рычага при помощи приспособления 3 (А.74177/1). Затем повторите вышеописанные операции для запрессовки второго шарнира с другой стороны рычага.

Верхний рычаг. Для выпрессовки шарниров установите приспособление А.47046 (рисунок 19) на рычаге так, чтобы головка винта приспособления была направлена внутрь. Завертыванием винта приспособления выпрессуйте шарнир 2.

Выпрессовка шарниров верхнего рычага
Рисунок 19. Выпрессовка шарниров верхнего рычага
1- приспособление А.47046; 2 - шарнир

Запрессовка шарниров верхнего рычага
Рисунок 20. Запрессовка шарниров верхнего рычага
1 - приспособление А.47046; 2 - шарнир; 3 - колпачок, применяемый вместе с приспособлением А.47046

Для того, чтоб запрессовать, вставьте шарнир в гнездо рычага и установите приспособление А.47046 (рисунок 20) в комплекте с колпачком 3. Завертывая винт приспособления, запрессуйте шарнир в гнездо рычага.

Поворотные кулаки

Для проверки установите поворотный кулак на калибре А.96008 (рисунок 21), зажатом в тисках так, чтобы поверхность его под сальник ступицы колеса совпала с отверстием калибра. Введите два боковых установочных пальца калибра в отверстия кулака. В случае, если введение пальцев требует некоторого усилия, значит кулак деформирован и его необходимо обязательно заменить новым.

Проверка поворотного кулака
Рисунок 21. Проверка поворотного кулака
1 - поворотный кулак; 2 - калибр А.96008

Пружины подвески

Тщательно осмотрите пружины. Если будут обнаружены деформации, которые могут стать причиной нарушения работоспособности, необходимо заменить пружины новыми.

Трехкратно обжав пружину до соприкосновения витков, проверьте ее упругую характеристику по контрольным точкам (рисунок 22).

Примечание. По длине под нагрузкой 4413 Н (450 кгс) пружины разделяются на две группы: "А" - длиной больше 232 мм и "В" - длиной равной или меньше 232 мм. Пружины группы "А" маркируются желтой краской, А группы "В" - зеленой краской на наружной стороне витков.

Проверьте техническое состояние изолирующих прокладок и замените в случае, если они имеют повреждения.

Штанга стабилизатора

Проверьте, не деформирована ли штанга и находятся ли ее концы в одной плоскости. В случае, если деформация незначительная, то выправьте штангу, при значительной деформации штангу необходимо заменить.

Основные данные для проверки пружин передней подвески
Рисунок 22. Основные данные для проверки пружин передней подвески

Проверьте сохранность подушек в кронштейнах крепления к кузову и к нижним рычагам подвески. При износе подушки необходимо заменить .

Поперечина передней подвески

Для проверки установите поперчину на приспособлении (рисунок 23) так, чтобы штыри совпали с отверстиями поперечины. Наверните на концы двух болтов поперечины контрольные втулки 3 приспособления.

Отверстия 5 приспособления и находящиеся против них болты поперечины должны быть соосны.

Признаки деформации поперечины - невозможность ввода без усилия штырей приспособления в отверстия поперечины, несоосность болтов поперечины с втулками 3 приспособления. При выявлении деформации, которая не может быть устранена правкой, необходимо заменить поперечину.

Проверка поперечины передней подвески
Рисунок 23. Проверка поперечины передней подвески
1 - отверстия на поперечине под установочные штыри приспособления; 2 - поперечина; 3 - контрольные втулки приспособления; 4 - приспособление A.78124/R; 5 - контрольные отверстия установки болтов на поперечине

Замена резинометеллических шарниров рычагов на автомобиле

Необходимость замены резинометаллических шарниров определяется по признакам, указанным выше, в главе "Определение состояния деталей передней подвески".

Заменять шарниры можно как непосредственно на автомобиле, так и на рычагах, снятых с автомобиля (описано в главе "Проверка технического состояния и ремонт").

Замена резинометаллических шарниров нижних рычагов производится в следующем порядке:

- соблюдая осторожность, поставьте автомобиль на смотровую канаву или подъемник и вывесьте переднюю часть автомобиля со стороны, где будет производиться замена. Снимите колесо.

- открутив гайку, выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги съемником А.47052 и отведите свободный конец боковой тяги назад.

- открутите гайки крепления нижнего рычага подвески к оси и снимите шайбы с обоих концов оси.

- установите стакан 3 (рисунок 24) приспособления 02.7823.9500 на полку рычага 4 и наверните винт 1 на конец оси 6.

- удерживая винт 1 воротком и вращая гайку 2, сдвиньте проушины рычага с наружной обоймы шарнира. Снимите приспособление и выпрессованный шарнир 5 с оси рычага.

- придавая ломиком или монтажной лопаткой проушине рычага положение, концентричное с осью рычага, вставьте новый шарнир в отверстие рычага и наденьте на ось.

Схема выпрессовки шарнира нижнего рычага с помощью приспособления 02.7823.9500
Рисунок 24. Схема выпрессовки шарнира нижнего рычага с помощью приспособления 02.7823.9500
1 - винт; 2 - гайка; 3 - стакан; 4 - нижний рычаг; 5 - шарнир; 6 - ось нижнего рычага

Схема запрессовки шарнира нижнего рычага с помощью приспособления 02.7823.9501
Рисунок 25. Схема запрессовки шарнира нижнего рычага с помощью приспособления 02.7823.9501
1 - гайка; 2 - кольцо; 3 - шарнир; 4 - нижний рычаг; 5 - упор; 6 - ось нижнего рычага

Наденьте на конец оси кольцо 2 (рисунок 25) приспособления 02.7823.9501 и вставьте упор 5 между полкой 4 и ближайшей гайкой крепления оси к поперечине передней подвески.

Вращая гайку 1 и придерживая упор 5, запрессуйте новый шарнир 3 в проушину рычага. Снимите приспособление, установите шайбу и гайку крепления рычага к оси. Гайку не затягивайте.

Аналогично заменяются другие резинометаллические шарниры нижних рычагов подвески.

После замены шарниров соедините рулевую тягу с рычагом поворотного кулака, затяните и зашплинтуйте гайку шарового пальца рулевой тяги, установите и закрепите колесо.

Замена резинометаллических шарниров верхних рычагов подвески производится с помощью приспособления А.47046 таким же способом, как и на снятых рычагах (смотрите рисунок 19 и 20) в следующем порядке.

- открутите гайку оси верхнего рычага и, вынув ось, разверните рычаг проушинами наружу.

- становите на рычаге стакан 3 (рисунок 26) приспособления А.47046 с гайкой 2 и болтом 1 головкой внутрь рычага. Вращая гайку 2, выпрессуйте шарнир, снимите приспособление и шарнир.

Схема выпрессовки шарнира верхнего рычага
Рисунок 26. Схема выпрессовки шарнира верхнего рычага
1 - болт; 2 - гайка; 3 - стакан приспособления А.47046; 4 - шарнир; 5 - верхний рычаг

Схема запрессовки шарнира верхнего рычага
Рисунок 27. Схема запрессовки шарнира верхнего рычага
1 - болт; 2 - кольцо приспособления А.47046; 3 - шарнир; 4 - верхний рычаг; 5 - стакан приспособления А.47046; 6 - гайка

Вставьте новый шарнир в проушину рычага, установите приспособление А.47046 так, чтобы головка болта 1 (рисунок 27) была направлена наружу и под головкой находилось кольцо 2 приспособления А.47046. Вращая гайку 6, запрессуйте шарнир и снимите приспособление.

Аналогично заменяются другие шарниры верхних рычагов передней подвески.

После замены шарниров поверните верхний рычаг проушинами к стойке передка, надвиньте его на стойку, вставьте ось верхнего рычага, установите шайбу и гайку оси, не затягивая ее окончательно.

Установите колеса, осторожно опустите автомобиль и затяните гайки осей рычагов. Перед затягиванием гаек выполните все операции, описанные ранее (смотрите "Установка подвески на автомобиль").

После замены резинометаллические шарниры следует "обмять", совершив пробный выезд на 15-20 км, и в обязательном порядке проверить, а при необходимости отрегулировать углы установки колес.